В документальном фильме "Гленн Гульд. Жизнь после смерти" великого канадского музыканта сразу же в титрах называют "Пианистом из другого мира". Он действительно был особенным и много чем отличался от остальных пианистов. Впервые сел за рояль в три года, в шесть - играл на радио, в 10 - поступил в консерваторию, а ещё через три года закончил её с отличием. Ему тогда было всего 13. При этом Гленн Гульд настаивал, что он не вундеркинд. Он говорил, что просто прилежно учился, хоть и был своенравным. Он презирал Шопена и обожал Баха, был против развлекательных концертов и воспринимал музыку, как нечто духовное. Когда Гленну было чуть за 30, он окончательно утвердился во мнении, что ему стало не интересно играть для других, и что он хочет исполнять музыку он только для себя. С тех пор он перестал выступать перед публикой.
Впрочем, до этого он успел много погастролировать по миру, и, в числе прочих, был первым североамериканским музыкантом, выступившим в СССР после второй мировой. Те гастроли оставили после себя множество восхищенных зрителей, которые потом разнесли любовь к исполнению Гульда по всем краям нашей необъятной. До сих пор в России находится одна из самых мощных, если так можно выразиться, "фанбаз" Гленна Гульда. С его музыкой вообще связано много откровений. Рассказывают одну историю, как один юный 19-летний слушатель пришел на концерт Гленна (ещё более юного на тот момент), и звуки игры Гульда так проняли юношу, что после концерта в разговоре со своей матерью он сказал: "Мама, вот ты всегда говорила про жизнь после смерти, а я в это не верил, пока не услышал сегодня Гленна Гульда. Теперь-то я тоже верю".
И это не единственное свидетельство того, как музыка, исполненная Гульдом, меняла жизни людей.
Сам же Гленн Гульд стал музыкантом из-за Баха. Он считал Баха и Бетховена главными композиторами в истории человечества. Однако критики до сих пор спорят, что вкладывал Гульд в свою игру. От него будто бы исходила какая-то галантная угроза. Возможно как раз потому что ему с самого начала не нравилось исполнять для публики. После своего ухода со сцены, он не перестал играть, но сменил профиль: теперь его пальцы касались черно-белых клавиш только в студии или на радиовыступлениях. Это уже было не сакральное живое исполнение классики, а другая игра, где в первую очередь нужно было выстроить звук и доверие со звукорежиссёром.
Со звукорежиссёрами, кстати, у Гульда всегда были конфликты. А причиной их всегда выступало одно и то же. Дело в том, что Гленн Гульд всегда любил бормотать себе под нос, исполняя классические произведения. Иногда это были обрывки фраз, иногда - параллельная мелодия, а порой - просто экспрессивные нечленораздельные звуки. Разумеется, всё это раз за разом попадало на запись и вызывало раздражение звукорежиссёров. Те делали Гульду замечание и просили воздержаться от бубнежа, но он и слушать их не хотел. Говорил, что не может играть иначе. Со временем эта характерная черта стала своеобразной "фишкой" Гленна Гульда.
У Гульда вообще было много эксцентричных странностей. На улице он, например, даже летом постоянно ходил в перчатках и тёплой одежде: боялся простудиться. А играть предпочитал сидя на одном и том же стуле, который сделал его отец. Гленн не любил награды, а в интервью журналистам говорил, что если бы не был музыкантом, то тогда стал бы писателем. Но всё же свой выбор он сделал. Музыка была для Гульда буквально всем. Он предпочитал включать её всегда, когда была такая возможности. Таким образом он "отгораживался" от внешнего мира и украшал пространство вокруг себя. Как-то он сказал, что, если бы родился в 19-м веке, когда не было радио, то был бы глубоко несчастным человеком.
Как-то по этому поводу Гульд говорил, что от чистого искусства в сердце человека загорается искра. Не важно, что говорят вокруг. Не важна форма и внешняя оболочка. Ведь цель искусства, - подчёркивал Гленн Гульд, - не сиюминутный выброс адреналина, а летящее сквозь всю вашу жизнь ощущение чуда и ясности, удивления и безмятежности.
Гульда, как и его любимого Баха, после смерти тоже стали называть "человеком не своего времени". Его рассуждения о контрапункте в музыке, например, явно отдавали авангардом для середины двадцатого века. Но в то же время популярную музыку он недолюбливал, а Битлам предпочитал Барбару Стрейзанд. Впрочем, в своей области классической музыки Гленн Гульд был гением. И в этом легко убедиться, поставив любую из его пластинок. В нашем магазине винила их пять. Все пять идут в одном шикарном бокс-сете, где собраны пять концертов Бетховена, исполненные Гленном Гульдом. Переиздание классики вышло в 2020-м году. На увесистый бокс-сет сейчас как раз скидка. Впрочем, если же вы предпочитаете CD винилу, а Баха - Бетховену, то есть опция и на этот случай.
- Glenn Gould - Five Beethoven Piano Concertos (5LP Box) - 12 388 руб.
- Glenn Gould - Glenn Gould Plays Bach Goldberg Variations (2CD) - 1 426 руб.
- Glenn Gould - Russian Journey (Blu-ray) - 3 708 руб.