Когда речь заходит про такой инструмент, как ситар, первый же музыкант, который приходит на ум - это Рави Шанкар. Он обучил игре на ситаре Джорджа Харрисона из The Beatles, который, в свою очередь, познакомил весь мир с индийскими музыкальными традициями. Рави Шанкар оказал большое влияние на Филипа Гласса: тот после знакомства с рагами Шанкара переосмыслил устройство западной музыки. Да и на современную поп-музыку Рави повлиял самым прямым образом: певица Нора Джонс, например - это его дочь. Так что сегодня мы решили рассказать про Рави Шанкара.
Рави Шанкар начинал свой долгий творческий путь вовсе не с ситара. В детстве он был танцором. Когда ему было чуть больше десяти лет, он в составе танцевальной группы ездил в Европу, где увлёкся западной культурой (правда, нужно держать в уме, что то были тридцатые годы ХХ века, так что культура была далека от того, что можно представить сейчас). Примерно тогда же Шанкар стал проявлять интерес к музыкальным инструментам. Однажды к ним в танцевальную группу взяли ситариста, чтобы тот аккомпанировал танцорам во время гастролей. Этим музыкантом оказался Аллауддин Хан, великий ситарист прошлого. Именно он и разглядел талант Рави Шанкара. Сперва они занимались время от времени, пока было время между туровыми концертами, а потом Хан предложил Шанкару стать его постоянным учеником и углубиться в магию ситара, чтобы стать профессиональным музыкантом. Условие было одно: Рави должен был отказаться от танцев.
Не сразу, но Шанкар согласился на такие условия. Этому способствовали и тяжелые события в личной жизни будущего музыканта: пока он был в одном из европейских туров, скончались его родители. А затем над Европой нависла угроза второй мировой войны, и гастролировать с танцами стало всё сложней, поэтому в 1938-м году Шанкар начинает своё шестилетнее обучение у Аллауддина Хана. Интересно, что, по словам самого Рави, Хан обучал его, воспроизводя звуки голосом, а Шанкар должен был повторять за учителем ту же последовательность на ситаре. Быстрые смены нот и зубрёжка музыкальных гамм сделали своё дело. Отучившись, Рави быстро начал строить музыкальную карьеру: музыкальный директор на радио, композитор в Болливуде, основатель национального индийского оркестра. Ну а дальше вслед за гастролями по СССР, Европе и США к нему пришел и международный успех.
Записываясь в Штатах в 50-х и 60-х, однажды Шанкар оказался в одной студии с группой The Byrds. Те настолько впечатлились ситаром, что позаимствовали немного рага-магии и сочинили первый шедевр психоделического рока "Eight Miles High". Это привлекло внимание Джорджа Харрисона, который стал учеником Шанкара и привнёс в The Beatles привкус той самой психоделии. Ну а Битлы в свою очередь разнесли индийскую музыкальную культуру так широко, что эхо той встречи Востока и Запада до сих пор волнами разносится по всей планете.
После этого Рави Шанкар из мастера превратился в легенду, записал десятки альбомов, выступал на Вудстоке и стал символом индийской музыки.
Но вернёмся немного назад.
Во время своего обучения у Аллауддина Хана Рави Шанкар познакомился с сыном своего учителя. Его звали Али Акбар Хан. Юноши не только проводили вместе свободное время, но и учились. Али Акбара тоже обучал Аллауддин, его отец. Вот только он учил его играть не на ситаре, а на другом знаковом индийском музыкальном инструменте, на сароде. Аллауддин Хан очень хотел, чтобы весь мир узнал красоту звуков сарода и считал, что его сын должен познакомить остальные культуры с этим инструментом.
Сарод - действительно очень красивый инструмент. Безладовый гриф с металлической накладкой позволяет интонировать ноты, отчего звук становится больше похож на живой голос. Струны на сароде зажимают ногтями левой руки, а в правой держат медиатор из кокоса, которым уже непосредственно играют. Глубокий и насыщенный звук сарода просто роскошно гармонирует с ситаром: эта пара инструментов даёт полное погружение в медитативный мир индийской раги.
К чему мы это всё рассказываем?
Да дело в том, что в нашем магазине виниловых пластинок частенько можно найти альбомы Рави Шанкара, но вот его совместная пластинка с Али Акбар Ханом - редкая птица. Их "Рага Мишла Пилу" - это феноменально исполненная ода счастью, которая в индийской культуры выражает радость и любовь. Почти час месмерического музыкального путешествия на виниле оригинального издания 80-х годов.
Впрочем, для тех, кто неравнодушен к рагам, у нас есть и ещё один отличный бокс-сет с традиционной индийской музыкой. Три винила, одиннадцать великолепных музыкантов и двенадцать раг. Максимальное погружение в чарующий мир музыки Индии.