Дэвид Боуи - великий музыкант. Это подтвердит вам буквально любой меломан. Но вот отслушать всю дискографию Боуи может быть непросто: она действительно большая и разная. Между первой и последней пластинкой Хамелеона Рок-музыки - пропасть. А в ней - эпохи, образы, масса хорошей музыки.
Поэтому мы решили составить большой гид по дискографии Дэвида Боуи. И это не просто гид.
Мы всей командой Фонотеки собрались и три дня и три ночи обсуждали любимые альбомы Боуи. Каждый рассказал, какие у него любимые пластинки Дэвида, а какие диски он считает наименее удачными. Каждое мнение мы учли, записали цитаты из обсуждения и расставили альбомы Дэвида Боуи в порядке нашей общей любви к ним. Поэтому представляем вам...
Гайд-рейтинг студийных альбомов Дэвида Боуи по мнению Фонотеки
25 место:
Never Let Me Down (1987)
"Never Let Me Down" - это альбом-парадокс. Он продавался большими тиражами, но ни критики, ни слушатели его не приняли. Он сопровождался масштабным туром, но в итоге альбом полностью демотивировал Дэвида Боуи. После "Never Let Me Down", как исполнитель, он замкнулся и 7 лет не выпускал пластинок под своим именем. Как объяснял впоследствии сам Боуи, это связано с тем, что в конце восьмидесятых музыка ему стала практически неинтересна. Он по приколу даже записал тут рэп от Микки Рурка (трек "Shining Star"). Впрочем, если отбросить сравнения, "Never Let Me Down" - это такой стандартный пластиковый поп-альбом конца 80-х. Если бы не имя Дэвида Боуи на обложке, вполне вероятно, что про него сейчас и не вспоминали бы.
Дэвид Боуи: "Когда я слышу эти песни, я вообще удивляюсь, что я мог такое написать и быть к этому причастен".
24 место:
Pin Ups (1973)
"Pin Ups" - это альбом каверов Дэвида Боуи на его любимые песни из предыдущего десятилетия. Хотели когда-нибудь услышать, как Дэвид перепевает ранних Pink Floyd или классику The Who? Вам сюда! На обложке - Зигги и Твигги. И уже одно лишь это сочетание для многих делает "Pin Ups" желанной коллекционной пластинкой. Однако альбом, скорее, приятное дополнение к "Эпохе Зигги Стардаста", чем выдающееся произведение. Каверы Дэвида Боуи, хоть и позволяют взглянуть на классику рока под новым углом, всё равно сильно уступают оригиналам.
Евгений: «Кавер на Флойдовскую "See Emily Play", если вслушаться и проникнуться, всё же ничуть не хуже оригинала. Клавесин Майка Гарсона, рваный гитарный звук, сдвоенные голоса Ронсона и Боуи и финальный отлёт к Баху через атональность – достойное продолжение дела Сида Барретта».
23 место:
The Next Day (2013)
В нулевых Дэвид Боуи предпочёл семью музыке и 10 лет не выпускал новой музыки. И когда музыкальная пресса уже буквально списала его со счетов, он очень эффектно и неожиданно вернулся с, пожалуй, самой радикальной своей обложкой и хорошим альбомом, который попросту разорвал все чарты мира. Сентиментальный взгляд назад на свою карьеру, на свою жизнь, на свои образы, а также довольно аккуратные, но красивые эксперименты стали предпоследним трамплином для Боуи. Громкий камбэк удался. Но "The Next Day" - это всё ещё всего набор просто хороших песен. Настоящее искусство ждало впереди, в самом конце.
Аня: «Будучи этаким связующим звеном между "Reality" и "Blackstar", "Next Day" всё-таки несколько теряется на фоне обоих. Однако в сухом остатке это всё равно очень цельная и зрелая работа с массой достоинств, просто в дискографии конкретно Боуи сложно воевать за высокие оценки».
22 место:
Black Tie White Noise (1993)
Ещё одной переходный альбом для Дэвида Боуи. В первую очередь "Black Tie White Noise" - это (не особо удачная) попытка ухватить за хвост успех "Let’s Dance", который вышел десятью годами ранее и стал оглушительно популярным. Для продюсирования записи Боуи снова нанял гитариста Chic Найла Роджерса, но чуда не произошло. Вышел просто довольно неплохой альбом. Особой любви он не снискал, но Боуи было уже всё равно. Свою любовь он нашел: незадолго до выхода "Black Tie White Noise" он женился на Иман Абдулмаджид и был просто счастлив. Это настроение неплохо и передаёт эта пластинка. Пожалуй, честно даже будет сказать, что это самый счастливый альбом Дэвида Боуи. Белый соул, много электроники, чуть-чуть рок-музыки и джаза. Девяностые - далеко не лучший период для Боуи, но со временем альбомы и того времени находят всё больший отклик среди слушателей.
Евгений: «Возможно, это лишь мой фетиш на фирменный звук музыки девяностых, но для меня "Black Tie White Noise" – один из лучших альбомов Боуи. И, да, я понимаю, что я в меньшинстве».
21 место:
Tonight (1984)
Откровенно слабый "Tonight" считается одной из самых низких точек в дискографии Дэвида Боуи. Всему виной успех предыдущей пластинки "Let’s Dance", давление студийных боссов и кризис ярких творческих идей у Боуи. У Дэвида уже была пара своих песен, но за вдохновением он поехал в отпуск с Игги Попом. Им удалось написать пару новых вещей, но половина треклиста "Tonight" - это каверы. Боуи в студии отказался играть на чем-либо, предоставив остальным музыкантам возможность выразить себя. Впоследствии Дэвид был доволен результатом. Критики и слушатели поначалу - тоже. Но вот на долгой дистанции "Tonight" заметно выдохся, хотя кайфовый саксофон в "Blue Jean" и яркий бас в "Tumble and Twirl" невозможно не отметить даже сейчас.
Армен: «Люблю его исключительно из-за обложки».
20 место:
David Bowie (1967)
Дебютная пластинка Дэвида Боуи бесконечно далека от его последующих релизов, но с чего-то же всем надо начинать. Здесь есть что-то от ранней психоделики барреттовского Pink Floyd, немного детских стишков, элементы мюзиклов, но, самое главное, тут много конъюнктурного поп-саунда шестидесятых. Боуи хотел быть знаменитым, его продюсер хотел быть богатыми. Самым очевидным путём была работа в стандартном для того времени музыкальном потоке. Но Боуи был слишком необычным артистом для этого. Поэтому его песни тут звучат одновременно и забито, и зловеще. Но это истоки творчества Дэвида Боуи. И многие будущие векторы угадываются уже тут.
Глобальная проблема этого альбома в том, что он вышел в 1967-м году. Не поймите неправильно, год отличный, но дебют Боуи устарел ещё до выхода, потому что в том же 1967-м вышел "The Velvet Underground & Nico". И когда пластинка Лу Рида и компании попала в руки Дэвида Боуи, он тоже это понял. И больше на поле барокко-попа старался не соваться.
Евгений: «Чтобы вы понимали, вселенная этой пластинки состоит из одиноких девочек, намёков на каннибализм, песен для могильщика и акустической рекламы игрушек, сделанных своими руками. Тоже считаете, что звучит довольно крипово? Добро пожаловать в клуб!».
19 место:
‘hours…’ (1999)
В биографии Дэвида Боуи был такой эпизод, когда его позвали записать саундтрек к компьютерной игре "Omikron: The Nomad Soul". А он взял и согласился. Ещё и в самой игре появился. Идея геймплея с перерождением эхом откликнулась в его душе, и он написал десяток песен, которые позже выпустил в качестве студийной пластинки. Помимо этого, "hours…" известен ещё двумя вещами: бэк-вокал тут исполнил один из случайных фэнов Боуи, а ещё это первый альбом крупного музыканта, первоначально выпущенный в интернете.
В остальном же ‘hours…’, к сожалению, не так сильно выделяется на фоне других пластинок и проектов Дэвида Боуи. Арт-рок с примесью поп-музыки оказался не слишком примечательным решением. Пластинка довольно ровная, хитов здесь нет, а послевкусие после себя она оставляет далеко не у всех.
Армен: «Для меня ‘hours…’ в пятёрке лучших альбомов Боуи благодаря треку "Thursday's Child". Вселенская тоска с лучиком надежды».
18 место:
Diamond Dogs (1974)
"Убив" Зигги Стардаста, Дэвид Боуи создал нового персонажа Хэллоуин Джека и запустил новый вектор своего творчества. "Diamond Dogs" можно назвать переходным этапом к сладкому пластиковому соулу. Но не стоит забывать и то, что "Diamond Dogs" - это концептуальная работа, основанная на романе Оруэлла "1984". Боуи хотел сделать мюзикл, но вдова Джорджа Оруэлла отказала ему, поэтому Дэвид переработал сценарий, добавив идей Уильяма Берроуза и своих футуристических взглядов с панковской перчинкой. Антиутопичная атмосфера тут разбавляется рок-н-ролльным весельем, потому что главными героями выступают молодёжные банды будущего. В "Diamond Dogs" есть и фанк, и немного соула, и, конечно, рок-н-ролл и глэм-рок. Есть хиты и песни-андердоги, есть трёхчастные эпики и короткие подражания. Но нет стержня. И пока одним это может показаться минусом, другие будут просто наслаждаться этой фантастической атмосферой.
Антон: «Всю пластинку я жду сочетания "We Are the Dead" и "1984", первую весточку космоса и антиутопии берлинской трилогии».
17 место:
Reality (2003)
Многие критики считают, что "Reality" - это наиболее слабый альбом Боуи из тех, что вышли в XXI-м веке, но с этим могут согласиться далеко не все. Например, мы в Фонотеке очень любим эту пластинку. Она эклектичная и замечательно раскрывается со временем: самые лучшие песни Боуи спрятал в конец альбома. Именно тут раскрывается зрелось Дэвида, как артиста. Основные темы пластинки - старение, одиночество и самоирония - ещё раскроются в будущем, но намечены они уже тут. С другой стороны, "Reality" - это будто бы самый не-Боуиевский альбом из всей его дискографии. Не лучшие вариант для первого знакомства, но, если вы уже знакомы с Зигги, Герцогом и Лазарем - обязательно оцените и эту пластинку.
Антон: «Готов прослушать весь альбом ради завершающей "Bring Me the Disco King". Это лучший вокал Боуи».
Дарья: «Обложка его оставила глубокий след в моей душе. Лунная призма, дай мне силу!»
16 место:
Space Oddity (1969)
Если к дебютной одноимённой пластинке Дэвида Боуи принято относиться снисходительно, то "Space Oddity" по всем параметрам - "классичекий Боуи". Есть великий хит, есть Мик Ронсон за гитарой, есть Тони Висконти в продюсерском кресле. Но ещё пока нет никакого глэма или хард-рока, только лёгкий флёр прога и много фолка. По сути дела, это альбом для тех, кому нравится саунд Боба Дилана или для тех, кто хотел бы углубиться в истоки творчества Боуи. Определённо, здесь есть магия и есть хорошие вещи, но, будет честны, ни одна песня отсюда не может потягаться с заглавным хитом, который запустил звезду Дэвида Боуи на музыкальный свод.
Аня: «Альбом с самым "ностальгическим" звучанием. Не только потому, что он второй, и не только за счёт одноимённого хита, который слышал каждый, даже самый зелёный меломан, и который кто только не перепевал — даже настоящий астронавт в космосе! Но и за счёт своего аскетичного, наивного, но такого свойского саунда. Альбом очень простой, но в самом хорошем смысле этого значения».
Полина: «Вступление с отсчетом в "Space Oddity" - это лучшее, что придумал человек. Переходы этой песни я готова слушать вечно».
15 место:
Scary Monsters (and Super Creeps) (1980)
За 10 лет 1970-х Дэвид Боуи выпустил 10 альбомов. И "Scary Monsters" подводит прямую черту под этим сумасшедшим и прекрасным десятилетием, прошедшим под звездой Боуи. Эта пластинка показывает лучшие стороны творчества Хамелеона Рок-Музыки: тут и влияние авангардного Берлина, и мощные танцевальные вещи, и возвращение к Майору Тому, прославившего Дэвида Боуи. На "Scary Monsters (and Super Creeps)" Боуи будто бы нащупал баланс между коммерческим и высокохудожественным подходом. На пластинке попросту нет слабых треков.
Вполне вероятно, что "Scary Monsters (and Super Creeps)" наравне с "The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars" - это лучшая точка входа в обширную и красивую дискографию Дэвида Боуи. Не зря ведь буквально каждый его последующий альбом неизменно сравнивали с "Scary Monsters". И "Scary Monsters" почти всегда выигрывал.
Аня: «Это первый альбом Боуи, который я услышала, и я до сих пор считаю, что это было идеальное знакомство. Тут шикарный баланс между песенностью, типичной для Боуи фриковостью и пробой нового для себя звука».
14 место:
Aladdin Sane (1973)
Каноничная молния делит лицо Дэвида Боуи на две части. Aladdin Sane (Аладдин Сэйн) и A Lad Insane (Безумный Парень). Успешный артист Дэвид Боуи и его брат-шизофреник Терри. Кропотливая студийная работа и размашистый американский тур. Утончённые джазовые элементы и грязные гитарные риффы.
"Aladdin Sane" очень противоречивый альбом. Разный и прекрасный. На нём Дэвид Боуи в полную меру раскрылся как бесстрашный музыкальный художник. Ставший мгновенной классикой "Aladdin Sane", отражает впечатления Боуи от американского тура. Глэм-кабаре "Пауков с Марса" дополнилось пианистом Майком Гарсоном, и его прекрасные авангардные пассажи стали вишенкой на торте. Ещё один успешный эксперимент для Дэвида Боуи. Ещё один бриллиант в его дискографии.
Ну и обложка - опять же - культ!
Гога: «Самый бесшабашный альбом Боуи. Британец вкушает американского безумия и съезжает с катушек. Невероятное соло на пианино в заглавном треке - лучшая репрезентация того, что творится на этом альбоме».
13 место:
1.Outside (1995)
"Нелинейная готическая история о художественном ритуальном убийстве в мрачном мире в преддверие конца света" - согласитесь, звучит, как очень неплохая концепция! Особенно, если за дело берётся Дэвид Боуи. Планировалось, что "1.Outside" станет первым из пяти концептуальных пластинок, действие которых будет происходить в одном и том же мире с одними и теми же персонажами. Амбициозная идея родилась у Дэвида Боуи в ответ на страхи миллениума. И для её осуществления он вновь позвал Брайана Ино, который тоже заинтересовался проектом. "1.Outside" - очень смелый эксперимент, в котором Боуи-творец ярко раскрылся.
Каждая песня поётся от своего персонажа, сквозной сюжет проходит через всю пластинку, мрачная атмосфера идёт вразрез с предыдущим альбомом Боуи ("Black Tie White Noise"), а на индустриальные биты и грязные гитары наслаиваются безумные и прекрасные звуки рояля Марка Гарсона. Впрочем, общий сюжет - основанный, кстати, на рассказе самого Боуи - тут не линейный. С каждой песней слушатель получает лишь отрывок истории. И полностью паззл лишь предстоит собрать. Хитов тут практически нет. Поэтому сложится картинка или нет, зависит от внимательности и фантазии слушателя. В любом случае, "1.Outside" стоит внимания и выделяется из дискографии Дэвида.
Несмотря на то, что продолжения "1.Outside" так и не получил, Дэвид Боуи в одном из поздних интервью обмолвился, что они с Брайаном Ино во время последующих сессий записали довольного много интересного для будущих релизов. Что ж, видимо теперь, если и есть надежда услышать эту музыку, то только в рамках одного из бокс-сетов с неизданным материалом.
Антон: «Самая красивая обложка и самый загадочный альбом в детстве. Всегда казался бесконечным. И загадочный до сих пор».
12 место:
The Man Who Sold the World (1970)
Третий по счету альбом Боуи. Именно тут он отказался от фолкового звучания и вжарил хрустящего гитарного звука. Несмотря на обложку, где утончённый Дэвид лежит в щегольском платье, саунд "The Man Who Sold the World" по-хард-роковому жесткий. Тут сформировалась и команда музыкантов, которые надолго стали соратниками Боуи: гитарист Мик Ронсон, барабанщик Мик Вудмэнси. "The Man Who Sold the World" ещё интересен и тем, что у этого альбома было несколько обложек. Немецкие, американские и британские издания сильно отличались. В целом "The Man Who Sold the World" по саунду многие сравнивают с Deep Purple, и такие суждения недалеки от истины. С той лишь оговоркой, что Боуи наполнил этот альбом (как и ряд других) тонной отсылок к Фридриху Ницше и Алистеру Кроули, отчего "The Man Who Sold the World" вышел эдаким мрачноватым философским сай-фаем.
Дарья: «Интеллигентный грязный рокешник, вышибающий дверь с ноги. заводной и неостановимый, от одноименной "The Man Who Sold the World", которую окончательно обессмертил Курт, до "The Width of a Circle" для любителей потяжелее».
Илья: «На Nirvana MTV Unplugged мне со школы больше всего нравилась "The Man Who Sold the World". Она будто была гармоничнее, по сравнению с остальными песнями. Когда я узнал, что её написал не Кобейн, я голову сломал: «Как так может быть, что музыкант исполняет не свою песню? Что это за Дэвид Боуи?». Гугла тогда еще не было… Вот так я и познакомился с Дэвидом Боуи. Кстати, цветная обложка пластинки с софой - тру, а черно-белая с киком - не тру! (Вариант с ковбоем и виллой - не вариант)».
11 место:
Earthling (1997)
В середине девяностых Дэвид Боуи турил вместе с молодыми богами индастриала Nine Inch Nails, и группа Трента Резнора так сильно повлияла на Боуи, что он пустился в эксперименты с действительно тяжелым звуком. Гулкие и мощные биты, грязный гитарный звук и модный драм-н-бейс с джанглом - "Earthling", возможно, самый тяжелый и агрессивный альбом Дэвида Боуи. Он написал и записал пластинку с нуля всего за две с половиной недели. И такая импульсивность получила неоднозначные отзывы. С одной стороны, Дэвид хотел угнаться за стремительной электронной сценой, и ему отчасти это удалось. С другой - время неоднозначно состарило эту пластинку. В то время, как одни её части здорово звучат и сейчас, другие элементы кажутся, скорее, забавными.
Армен: «Советую всем любителям электронных вибраций независимо от отношения к великому».
Антон: «Ставлю на одну чашу весов с "Яблокитаем" Наутилуса и Psycho-Path Джонни Лайдона - когда оригинальная харизма не конфликтует, а органично принимает джангл как родной стиль».
10 место:
Young Americans (1975)
Оставив глэм-рок позади, Дэвид Боуи пустился в новый мир. И это был мир R'n'B и соул-музыки. Заступив на территорию исконно черной музыки, Дэвид успешно понял её, как никто другой. Более того, один из его биографов отмечал, что это не "Боуи делает черную музыку", а "Боуи и черная музыка делают друг друга". Сладкий саунд "Young Americans" был и остаётся изюминкой дискографии Дэвида. Песни типа "Win" и "Right" буквально тают от приторного звучания, а "Fascination" и "Fame" заставляют бёдра двигаться в ритм, хочешь ты этого или нет. Последний трек, кстати, Боуи написал и исполнил вместе с Джоном Ленноном. Ещё один "битловский привет" - кавер на "Across the Universe".
Дэвид Боуи понимал, что, оставаясь лишь в глэм-роке, он так и не станет по-настойщему великим артистом. Поэтому "Young Americans" буквально "поженил" глэм и соул, предвкушая пик популярности диско-музыки. По-хорошему, в комплекте с каждой пластинкой "Young Americans" должен выдаваться зеркальный шар, чтобы в полной мере ощутить всю атмосферу, которую создаёт этот альбом. При этом сам Дэвид Боуи скептически относился к успеху этой пластинки, называя свою музыку "пластиковым соулом" и "фальшивым R'n'B". Что ж, время расставило всё на свои места: "Young Americans" до сих пор считается культовой классикой, а вот многие "истинные соул-альбомы" прозябают в безвестности уже полвека.
Гога: «Только Боуи мог позвать на альбом Лютера Вандросса и Джона Леннона, чтобы записать с ними две их же собственные песни под своим именем и ни разу при этом не звучать вторично. Испытываю Fascination!»
Антон: «Вывернутый наизнанку соул. Альбом столь же нью-йоркский, как фильм "Таксист"»
Даша: «"Young Americans" я люблю, потому что я страшно фанатею от ритм-энд-блюза и соула. А у Боуи элементы этих жанров очень органично поместились в его музыку».
9 место:
Heathen (2002)
Когда вышел "Heathen", многие рецензии начинались словами "Уау! Боуи вернулся!" Но он никуда и не уходил... просто его предыдущие работы были откровенно слабее, чем "Heathen", который заинтересовывает сразу же с первого трека с пленящим глитчем. Дальше - больше. Каверы на Pixies и Нила Янга, Дэйв Грол, Тони Левин и Пит Таунсенд в качестве приглашенных гостей и очень разнообразная атмосфера. Нью-эйджевые мотивы сменяются хрустящими риффами, а время от времени проскакивают красивые баллады.
К этой пластинке можно придраться по многим параметрам, но самое замечательное в ней - это её непринуждённость. Если на "1.Outside" Дэвид Боуи открыто опасался наступающего нового тысячелетия, то на "Heathen" он смело входит в новую эру. Обновлённый и уверенный, расслабленный и очаровательный. Такое чувство, что в 2002-м Боуи стал самим собой, и это ему доставляло огромное наслаждение. Это видно на лайвах того времени и слышно в музыке начала нулевых.
Гога: «Альбом переполнен постапокалиптическим ностальгическим томлением, а Боуи блестяще исполняет роль потерянного крунера, для которого всё изменилось и одновременно ничего не изменилось».
Аня: «Лично для меня поздний Боуи начал просыпаться именно на "Heathen", при этом тут всё ещё достаточно сильно звучат отзвуки 70-х и 80-х».
8 место:
Lodger (1979)
Самый доступный и одновременно самый неоднозначный из трёх альбомов "Берлинской Трилогии" был записан вовсе не в Берлине. Боуи и Брайн Ино писали его в Швейцарии и Нью-Йорке. На момент выхода он не снискал восторгов, хоть и неплохо продавался. Но "Lodger" интересен тем, что он с каждым годом раскрывается всё ярче. Возможно дело в свободном подходе к написанию этих вещей. Возможно, жанровая эклектика становится всё более актуальной. А может быть "Lodger" - это действительно послание миру будущего, и мы только сейчас начинаем его понимать.
Но, если серьёзно, то "Lodger" - это такой альбом вне времени. Благодаря сплаву R'n'B, афробита, фанка, этники и авант-попа эта запись имеет свойство постоянно открывать свои новые стороны. Сперва обнаруживаешь, что Боуи перепевает "Sister Midnight" Игги Попа (которую они записали вместе), после - тебя пленяют африканские ритмы, потом внимание перетягивает оригинальная игра гитариста Эдриана Белью, затем начинаешь замечать музыкальные фрагменты, перевёрнутые задом наперёд, как в каком-нибудь Твин Пиксе (привет, Филипп Джеффрис!) и так далее.
Гога: «Несмотря на отсутствие очевидных эмбиент экспериментов, как на других двух альбомах берлинской трилогии, "Lodger" ничуть не меньше расширяет музыкальной границы - Боуи зачитывает вуду-рэп в 1979-м году и выдаёт турецкий фанк на "Yassassin"».
7 место:
The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars (1972)
Веха мировой музыки и звёздный час для Дэвида Боуи. Часть песен для "Ziggy Stardust" он написал ещё пока работал над "Hunky Dory". Тогда же вместе с модельером Кансаем Ямамото он придумал образ Зигги Стардаста, марсианина, который стал рок-звездой, чтобы дарить Земле надежду в последние годы жизни планеты. Концептуальная пластинка мгновенно стала хитом, прославила Боуи и до сих пор остаётся одной из лучших работ музыканта. А для многих – лучшей.
"Ziggy Stardust" подарил поколению семидесятых одну из лучших рок-опер, которая по сути-то ей и не являлась: весь альбом - это сборник разрозненных эпизодов из жизни марсианской рок-звезды. На пластинке смешались глэм-рок, "Заводной Апельсин", театр Кабуки, удаль Игги Попа и Лу Рида, библейские мотивы, уфология, саморазрушение и самопожертвование. Казалось бы, сочетание несочетаемого. Но харизма Боуи, которая объединяет всё это, просто невероятна.
И в довершение всего - полная самоотдача концепции альбома. Дэвид Боуи попросту стал Зигги Стардастом. Перевоплотился в персонажа, влюбил в себя весь мир, а через года взял и убил Зигги, заявив, что его история окончена. Великий перфоманс!
Антон: «Это как воспоминание о любимой детской книге. Эффект от прочтения, который уже не повторится, но навсегда с тобой».
Полина: «В 2020-м, когда он еще был обычный, а не ковидный, те пару месяцев, я слушала "Rock'n'Roll Suicide" и плакала, когда он пел что я не одна, какие у меня тогда были глупые проблемы».
Гога: «Я поставил "Ziggy Stardust" на первое место. А как иначе? Он изменил облик всей музыкальной Британии и заставил мечтать целое поколение!»
Дэвид Боуи: «Я думал, что Зигги - это красивое произведение искусства. Я считал его, этого парня, отличным артистом для массового потребителя. Мой пластиковый рокер был гораздо пластиковее, чем у любого другого. А потом этот придурок не давал мне покоя многие годы».
6 место:
Hunky Dory (1971)
Боуи сочинял "Hunky Dory" на пианино, а не на гитаре, как обычно. Поэтому музыкально альбом очень отличается от всего, что Дэвид выпускал до этого. "Hunky Dory" - это тот мостик, который связывает раннего Боуи с Зигги Стардастом. Песни про Энди Уорхола, Боба Дилана, космическую гонку, творчество и место человека в мире. Поп-музыка в лучшем её проявлении. Не зря "Hunky Dory" любят и критики, и слушатели. Лёгкая запись со сложными аранжировками и мастерским подходом. Идеальный поп-альбом с калейдоскопом хитов. Одна из вершин творчества Дэвида Боуи и отличный вариант для начала знакомства с его дискографией.
Даша: «Отличный альбом, который одновременно всегда казался непрывычным и непонятным уху, "не в моем вкусе", но почему-то сильно цеплял. С него началось мое знакомство с Боуи, поэтому он занимает для меня знаковое место».
Илья: «Мой личный фаворит. Странно, что многие проходят мимо этой пластинки, на ней же шлягеры "Life on Mars? ", "Changes" и моя любимая "Oh! You Pretty Things". На заднике пластинки у Боуи прикольный лук и все названия песен и кредитсы небрежно расписаны от руки - это придает альбому какой-то дружелюбный шарм».
Антон: «Самая интригующая обложка в дискографии. В детстве этот альбом воспринимался как невошедшее в Зигги Стардаст».
Гога: «Альбом с потрясающими хитами "Life On Mars?" и "Changes" - строки последней "Turn and Face the Strange" актуальны как никогда и помогают переживать нынешние жуткие времена».
5 место:
“Heroes” (1977)
Второй альбом "Берлинской Трилогии" Боуи запечатлел дух холодной войны, которая была у Дэвида Боуи перед глазами. Берлин в то время всё-таки был ярчайшей её иллюстрацией. Благодаря сотрудничеству с Тони Висконти, Брайаном Ино и Робертом Фриппом (из King Crimson) - а ещё благодаря смелой музыкальной фантазии - этот альбом вышел шедевром, который (в отличие от "Low") сразу признали и критики, и слушатели. А заглавная “Heroes” - бессмертный гимн всем влюблённым - это отдельная и вечная любовь!
Краут-рок и эмбиент, традиционные рок-элементы и авангардные веяния - Боуи не ограничивал себя творчески. И в результате получился один из самых романтичных и артистичных альбомов в его дискографии. Западный Берлин очень положительно повлиял на музыканта, буквально перезапустив его тягу к творчеству. Боуи отплатил городу через десять лет, когда устроил концерт перед стеной и направил динамик в сторону Восточного Берлина. После этого дни берлинской стены были сочтены.
Дарья: «“Heroes” просто красив. загадочен и целен, как черный монолит. А под заглавный трек любые слезы всосутся обратно, и появятся силы свернуть любые горы!»
Полина: «Напеваю “Heroes”, когда еду на автобусе на работу, а не на такси».
Гога: «Даже если бы альбом состоял из одной песни “Heroes”, я бы поставил его в ТОП-10. Боуи сотворил невозможное - он одновременно смотрел вверх и вниз. Вверх, когда писал гимн любви и свободы, вниз, когда ненароком стал крёстным отцом шугейза».
Антон: «Включаю только вторую сторону - она гениальна».
4 место:
Blackstar (2016)
Последний альбом Дэвида Боуи "Blackstar" вышел за два дня до его смерти. И если бы не она, то "Blackstar" остался бы в памяти многих просто прекрасным образцом экспериментального искусства и возвращения Боуи в форму, достойную потягаться с "берлинским периодом". Но сразу после новостей о кончине Дэвида стало очевидно, что это пластинка-прощание. Альбом о смерти и рефлексии конца жизни. Образы, заложенные в текстах, в оформлении, в видеоклипах заиграли новыми оттенками черного. Боуи знал, что ему осталось недолго и смог обыграть свою смерть во всех смыслах.
Смелая музыкальная исповедь вывела тандем искусство/смерть на новый уровень, а неожиданное обращение к авангардному джазу и отказ от привычных рок-формул позволил особенно эффектно подойти к этой теме. В "Blackstar" много грува, но в то же время это, пожалуй, самый душераздирающий альбом Дэвида Боуи. Особенно, если знать контекст и все нюансы, заложенные в эту работу.
Аня: «Я считаю, что "Blackstar" надо выставлять в раздел арт-рок. Не растерять страсть к экспериментам и тягу к новому с возрастом, и уж тем более выпустить один из своих самых интересных альбомов в конце своей творческой деятельности — талант особый».
Илья: «Записать свой самый мрачный альбом и отправиться на родную планету - комбо, после которого сложно не стать суперстаром».
Гога: «Вы заметили, что это единственный альбом, где на обложке нет самого Боуи? Он превратил себя в символ!»
3 место:
Station to Station (1976)
Одни считают "Station to Station" чуть ли не лучшей работой Боуи. Другие утверждают, что не всё так однозначно. В любом случае альбому "Station to Station" было суждено стать пластинкой, которая делит дискографию Дэвида Боуи на "до" и "после". В "до" остались Зигги Стардаст и пластиковый соул. "После" была "Берлинская Трилогия", авангардный саунд и другие эксперименты. А "Station to Station" стоит особняком. Тут есть и элементы немецкого краута, и ласковый соул, и оккультная лирика, и последний крупный образ Дэвида: Измождённый Белый Герцог. Зомби-артистократ, инопланетный Синатра, безумный арийский романтик - как только Боуи не описывал этого персонажа, который был эмоционально непроницаем и одет с иголочки.
Секрет и Измождённого Белого Герцога, и "Station to Station" кроется в злоупотреблении Дэвида Боуи кокаином и вживанием в роль инопланетянина из фильма "Человек, который упал на Землю". Помимо наркотиков, музыкант в то время сидел на диете из перца и молока. Так себе рацион. Возможно, поэтому воспоминаний о записи "Station to Station" у него не осталось - в этом он позднее признавался сам. Но зато у жителей Фонотеким много воспоминаний связано с этим альбомом. Поэтому "Station to Station" прорвалась в тройку лучших.
Гога: «Идеальная свадьба измождённого белого герцога, декадентского накокаиненного европейца, живущего по законам каббалы и крафтверка, и чувственной афроамериканской культуры от печали Нины Симон до качающего психоделического фанка».
Антон: «Невероятный симбиоз потустороннего лоска "Young Americans" и атмосферы "Третьего Человека" берлинской трилогии».
Даша: «Первая пластинка, которую я купила себе в Фонотеке. Обожаю заглавную песню, которая разгоняется из мрачного индустриального саунда в танцевальную завершающую часть. Все время во все горло подпеваю каждой ее строчке».
Аня: «Образ Измождённого Белого Герцога я до сих пор считаю самым продуманным и притягательным, именно он для меня — квинтессенция Боуи. Не получится посчитать, сколько раз заглавный трек играл у меня на повторе в мои 19, настоящий саундтрек юности. А взрослея, я начала находить в нём всё новые и новые темы и смыслы».
Дарья: «Песня "Golden Years" не только заставляет мою ногу дергаться, но и дергает что-то такое в душе, что она как будто становится больше и с трудом помещается в теле».
2 место:
Let’s Dance (1983)
Начало восьмидесятых было встряской для Дэвида Боуи. Убили Джона Леннона, и на его месте легко мог бы оказаться и сам Боуи (Дэвид был "запасным вариантом" убийцы). Вышел мощный совместный сингл с Queen "Under Pressure", который стал мгновенным хитом. В то же время в гору пошла актёрская карьера Дэвида, но начало 80-х он встретил разводом со своей женой. Для одних такие "американские горки судьбы" могут стать поводом для грусти. Дэвид Боуи же пошел по другому пути.
Боуи хотел сделать танцевальный альбом - и сделал его.
"Let’s Dance" - это не альбом, а разрывная бомба! Невозможно устоять перед заглавным треком или не поддаться танцевальным порывам под "China Girl" или "Criminal World". Приглашенные гости: Джорджио Мородер и Стиви Рэй Вон, а в качестве продюсера Дэвид позвал диско-фанк гения из группы Chic Найла Роджерса. Попытка "сыграть в диско" (или даже в пост-диско) обернулась безусловным успехом: синглы с "Let’s Dance" попали в чарты, а сама пластинка стала платиновой. Впрочем, есть у этой записи и свой тёмный флёр: именно с этой пластинки начался "темный период" творчества Дэвида Боуи, когда его альбомам не получалось выйти из серой зоны.
Даша: «Схожу с ума с гитарного риффа, с инструментальных проигрышей, с чувственности и ярких эмоций в вокале».
Армен: «Первый альбом Дэвида, заслушанный мной до дыр еще на бобиновом магнитофоне».
Дарья: «Думаю, под этот альбом инопланетяне устраивают дискотеки. томно переглядываются и потягивают коктейли под одноименную "Let’s Dance" или устраивают стильный дэнс-баттл под "Modern Love", обсыпавшись глиттером»
Гога: «Если поставить заглавный трек в начале вечеринки, она будет классной - пробовал, отвечаю».
1 место:
Low (1977)
После записи "Station to Station" и кокаиновых загулов Боуи понял, что если продолжит в таком же темпе, то умрёт в ближайшие годы. Нужно было что-то менять. Поэтому он взял своего друга Игги Попа и свою жену Анджелу и переехал в Европу. А, оказавшись в Западном Берлине, встретился с Тони Висконти и Брайаном Ино и записал один из лучших своих альбомов: "Low". Он же и открыл знаменитую "Берлинскую Трилогию" Боуи.
"Low" - это очарование новыми электронными технологиями, оригинальным краут-роковым подходом к звучанию и новой культурой. Весь альбом можно поделить на две части. Первая сторона пластинки - это авангардные песни об одиночестве и отношениях. Вторая - глубокое погружение в исследование феномена краут-рока и немецкой музыки конца семидесятых. На первой стороне во всех песнях есть лирика, а практически вся вторая сторона инструментальная.
Абсолютно некоммерческий, свободный и экспериментальный "Low" - это альбом-вселенная. Для каждого это путешествие в своё определённое настроение, место и время. Неземная пластинка.
Антон: «Черт, я однажды постригся и покрасился под влиянием именно этого образа Боуи. Сочетание конфликтного куплета и успокаивающего припева (или наоборот?) "Be My Wife" всегда будоражили меня. Вторая сторона - моя идеальная камера депривации. А под "Warszawa" я вижу сны репликантов».
Гога: «Две диаметрально противоположные стороны, и обе великолепны. Особенно вторая. Индустриальное шатание по опустошённой Варшаве - забытая Богом мантра».
Аня: «"Low" познакомил меня с миром электронной музыки. Мечтаю совершить как-нибудь большое путешествие по Восточной Европе под саундтрек, который будет открываться треком "Warszawa"».
Дарья: «"Sound and Vision" - это одна из тех песен, которые стоило бы написать, если бы ее не существовало. а когда слушаешь ее, такое чувство, что родилась уже зная текст».
Даша: «Песня "Speed Of Life" действительно музыкально олицетворяет свое название. Как тут можно пройти мимо?»
Илья: «Когда я только начал работать в Фонотеке, в магазин пришел мой товарищ. Листая пластинки, он достал пластинку "Low" со словами: «Вот это альбом номер 1!». Я тогда особо не врубился в него, а потом переслушал всю берлинскую трилогию и как врубился!»