Большинству меломанов Алан Парсонс в первую очередь знаком как великий звукорежиссёр, который помог Pink Floyd выстроить звук на "The Dark Side of the Moon", а The Beatles - на "Abbey Road". Впрочем, многие слышали и его собственную группу The Alan Parsons Project. Но вот в историю и дискографию этого проекта современные меломаны углубляются не так часто. А зря. The Alan Parsons Project - уникальный в своём роде проект, где ультрапрофессионализм сталкивался с выразительными концепциями, основой для песен выступала мистическая, историческая и фантастическая проза, а театральная аура придавала любому альбому особую атмосферу.
Поэтому сегодня мы решили углубиться в дискографию The Alan Parsons Project.
И начать, конечно, стоит с самых основ. Кто такие The Alan Parsons Project?
Ну, фактически, это проект двух человек. Творческий талант Эрик Вулфсон и технический гений Алан Парсонс. Да-да, именно в такой последовательности. Ведь это именно Вулфсон подкинул Парсонсу идею создать проект, который бы стал музыкальным отражением киноиндустрии. Они встретились в середине 70-х в столовой той самой студии Abbey Road, где Алан был звукорежиссёром, а Эрик - сессионным музыкантом. И за обедом Вулфсон предложил своему коллеге поработать вместе. Благо, наработки для будущего альбома уже были. Эрик хотел сделать пластинку, посвященную творчеству писателя и поэта Эдгара Аллана По. Мистика и декаданс с готическим оттенком нашли отражение в дебютном альбоме The Alan Parsons Project. Он вышел в 1976-м году. Правда, это был никакой не готик-рок, а софт-рок, круто замешанный с прог-роковыми элементами и богатыми оркестровыми аранжировками. Пластинка получила название "Tales of Mystery and Imagination (Edgar Allan Poe)" и сразу показала масштаб задумки Парсонса и Вулфсона: цитаты из Клода Дебюсси, великий Орсон Уэллс, зачитывающий стихи, безумный Артур Браун на вокале в одном из треков, обложка от студии Сторма Торгерсона Hipgnosis (постоянные соавторы tAPP). "Tales of Mystery and Imagination" был обречён на успех. Так оно и вышло. Пластинка запустила карьеру The Alan Parsons Project и дала вплоть до начала восьмидесятых проект стабильно выпускал по одному новому альбому в год.
При этом всё это время группа оставалась лишь студийным проектом. The Alan Parsons Project не давали концертов и были сосредоточены на создании идеального студийного звука. Это стало своего рода фишкой проекта и, забегая вперёд, стоит сказать, что первые концерты The Alan Parsons Project прошли лишь в девяностых, уже после официального распада группы.
Но вернёмся в середину семидесятых!
Вторым альбомом The Alan Parsons Project стал "I Robot". Арт-рок здесь - это посвящение научной фантастике в целом и Айзеку Азимову в частности. Сам писатель, кстати, был в курсе планов Вулфсона и Парсонса и горячо одобрял музыкальный проект. Но вот права на название были уже в других руках. Поэтому The Alan Parsons Project пришлось идти на хитрость и убирать запятую из заглавия. "I Robot" получался во многом ещё интереснее дебюта. До сих пор отголоски этого альбома тут и там доносятся в современной культуре: от песни на радио в GTAV до саундтрека к сериалу Дэвида Финчера "Mindhunter".
Через год после "I Robot" The Alan Parsons Project выпустили "Pyramid", проект-посвящение Великой пирамиде Гизы и египетской культуре. Как предыдущие две пластинки, этот альбом был записал на "домашней" студии Abbey Road. Интересно, что сам Алан Парсонс тут уже не играл на инструментах, а лишь ограничился ролью инженера и продюсера. Эрик Вулфсон при этом играл лишь на клавишах и также выступал продюсером. А все музыканты, включая пятерых вокалистов, были лишь сессионными музыкантами. Одни держались в составе дольше, другие - меньше, но все были лишь приглашенными. Понимаете продюсерскую уникальность The Alan Parsons Project?
Следующий альбом "Eve" уже не был записан на Abbey Road. Возможно, поэтому его приняли гораздо скромнее. А возможно, концепция "Eve" показалась слушателям в 70-х слишком прогрессивной: альбом рассказывал о женщинах в реальности того времени, фокусируясь на сильных женских характерах и великих дамах прошлого. Поют тут, помимо прочих, Клэр Торри и Лесли Данкан, те самые вокалистки с флойдовского "The Dark Side of the Moon". Кстати, что интересно, сама пластинка "Eve" была названа в честь тёщи Эрика Вулфсона. Сразу за этим альбомом последовал "The Turn of a Friendly Card", где впервые запел сам Вулфсон. Его вокал можно услышать в песне "Time". Активнее стал подыгрывать и Алан Парсонс. Тут много отличных треков и, помимо "Time" можно отметить "Games People Play" и "The Gold Bug" (опять же по рассказу По): в первой угадывается влияние The Who, а во второй - Морриконе. А финальные 16-минутный эпик "The Turn of a Friendly Card" и вовсе разбит на пять частей.
И вот где-то тут, как раз в начале восьмидесятых, The Alan Parsons Project вернулись в Abbey Road и выпустили свой самый известный альбом "Eye in the Sky". Одноимённая песня - одна из визитных карточек группы. "Mammagamma" - готовы поспорить! - где-то сидит у каждого в голове. А обложка этой пластинки стала символом The Alan Parsons Project и остаётся им до сих пор. Классика арт-прогрессива рассказывает концепцию "Всевидящего Ока", которое следит за всем живым. Идею концепции Эрику Вулфсону подсказал сим случай: знак с обложки однажды он увидел три раза за день. После такого невозможно было не задуматься над знаками свыше. Результатом этих размышлений и стал культовый "Eye in the Sky". Ирония заключалась в том, что популярность The Alan Parsons Project росла буквально во всём мире... кроме Британии, родины самих музыкантов. "Eye in the Sky", конечно, вошел в UK-чарты, но лишь на 27-м месте, хотя во всём мире пластинка, как правило, занимала место в тройке лучших рок-альбомов.
Седьмая пластинка "Ammonia Avenue" во многом пошла по стопам "Eye in the Sky" и также оказалась довольно успешной. Многие фэны считают её лучшей во всей дискографии The Alan Parsons Project. На обложке "Ammonia Avenue" можно разглядеть промышленные трубы. Зеркальная фотография - это и есть "Аммиачный проспект" из названия. Так называли прямую из труб на производстве одной из британских химических компаний. Индустриальный вид и футуристический дизайн этого завода так вдохновил Вулфсона, что весь концепт альбома "Ammonia Avenue" он развернул вокруг недопонимания людьми масштаба роли промышленности в современном мире.
"Вторая часть" альбома "Ammonia Avenue" планировалась к выходу в следующем году. Так и получилось. Но вышло не особо гладко. Альбом "Vulture Culture" получил низкие оценки от критиков из-за довольно условного концепта (предполагалось, что песни будут строиться вокруг алчности людей), а также из-за откровенного поп-звучания. По крайней мере, на первой стороне. Не спасли даже сессии записи на Abbey Road. Впрочем, "Vulture Culture" - это чистые восьмидесятые. Альбом своего времени. Если любите стиль того десятилетия, то вам непременно зайдёт.
Последние два альбома The Alan Parsons Project - это "Stereotomy" и "Gaudi". Первый отражает влияние славы на человека. Второй посвящен великому архитектору Антонио Гауди. Обе пластинки были довольно прохладно встречены публикой и критиками, но по прошествии времени и они нашли своего слушателя. А с приходом девяностых Эрик Вулфсон, душа The Alan Parsons Project, покинул группу и погрузился в сольную карьеру с упором на театральную сцену. Алан Парсонс же отбросил "The" и "Project" и стал выпускать дальнейшие пластинки под своим именем.
Неофициально альбомами The Alan Parsons Project можно также назвать и "Freudiana", который Вулфсон записал совместно с Парсонсом, и диски "Try Anything Once", "On Air" и "Time Machine", которые Алан создавал в девяностых вместе с прежними сессионными музыкантами tAPP. Но не один из этих альбомов не выходил под старой вывеской.
История The Alan Parsons Project закончилась в 1990-м. Пути Эрика Вулфсона и Алана Парсонса разошлись, но оба музыканта и продюсера продолжали создавать и творить. Окончательную точку в истории проекта поставила смерть Вулфсона от рака в 2009-м году. Но вот Алан Парсонс ещё жив. Он продолжает активно выпускать новую музыку. В прошлом году, например, вышел его альбом "From the New World". А в этом году Алану Парсонсу исполнится 75 лет. Будем отмечать!