Перед начинающими коллекционерами винила всегда встаёт вопрос, как выбрать свой первый проигрыватель виниловых пластинок. Давайте разбираться!
Прежде всего вы должны знать, что проигрыватель не воспроизводит звук, он лишь часть стереосистемы. Поэтому для прослушивания пластинок вам понадобятся также колонки (или наушники), усилитель мощности передачи звука, кабели и опционально фонокорректор для синхронизации винилового проигрывателя с усилителем (он часто бывает встроен в проигрыватель). На рынке аудиоаппаратуры существуют модели, которые объединяют в себе все необходимые элементы – чаще всего это так называемые «чемоданчики». Но мы не можем рекомендовать такие проигрыватели, так как иглы у них изготовлены из дешёвого мягкого корунда, а не из алмаза, и это приводит к порче пластинок. А нерегулируемая прижимная сила может спровоцировать заедание 180-граммового винила (современных изданий).
Однако, пожалуй, в поиске первого проигрывателя нет смысла гнаться и за «продвинутыми» и дорогостоящими моделями. Хотя бы потому что в начале меломанского пути невозможно использовать весь потенциал такой техники и исследовать её возможности на полную. Поэтому по ощущениям она ничем не будет отличаться от аппаратуры «попроще».
Устройство винилового проигрывателя
Осветим немного детальнее устройство проигрывателя. Любой проигрыватель состоит из одних и тех же основных частей. Главное – это опорный диск, куда кладётся пластинка, и тонарм – рычаг, расположенный над ней. С тонармом связаны остальные части проигрывателя, отвечающие за правильное воспроизведение звука: антискейтинг (для предотвращения скольжения тонарма), противовес (для регулировки прижимной силы) и картридж (он же звукосниматель).
Картридж является едва ли не важнейшей деталью всего устройства и, оказывая наибольшее влияние на качество звука, создаёт ваш слушательский опыт – он преобразует механические колебания иглы в электрический сигнал, который, вновь преобразуясь и усиливаясь, выходит из колонок.
Типы звукоснимателей
По принципу действия звукосниматели делятся на ММ (Moving Magnet, движущийся магнит) и MC (Moving Coil, движущаяся катушка). ММ-картриджи имеют более простую конструкцию и, как следствие, более доступную цену (и, как следствие, они более распространены). Также чаще всего (но необязательно) в них можно заменить блок иглы, а МС-картриджи такой возможности лишены, что значительно повышает их стоимость обслуживания. Принципиальным качественным отличием является подвижная масса, внутренняя индуктивность и сопротивление. Увеличенный вес подвижной системы в ММ-моделях приводит к большей инерции и, соответственно, меньшей точности движений иглы в звуковых канавках пластинки – это означает некоторое сужение диапазона частот и размытие самых тонких звуковых деталей. Однако в качественных моделях ММ-картриджей этот недостаток сведён к минимуму. А ещё ММ-звукосниматели обладают более высоким выходным напряжением (чувствительностью), и это существенно упрощает требования к фонокорректору, то есть удешевляет его, и почти любая ММ-модель обеспечит низкий уровень шумов.
Выбор иглы для проигрывателя
Ещё одной важнейшей характеристикой звукоснимателя и фактором, определяющим качество звука, является игла. Иглы отличаются материалом изготовления и типом заточки. С первым параметром всё просто: смело рекомендуем использовать иглы, сделанные из искусственного алмаза или из сапфира. Это самые твёрдые материалы, что критически важно для иглы, подвергающейся силе трения и высоким температурам. А теперь про типы заточки. Наиболее распространены два из них: сферический (конический) и эллиптический. У эллиптической иглы меньше «пятно контакта» со звуковой дорожкой, что обеспечивает богатство диапазона частот и меньшие искажения звука. При этом эллиптические иглы быстрее изнашиваются. Существуют и другие типы заточек, например, гиперэллиптическая (Shibata), микролайн – они более совершенны и долговечны, но также сложнее в создании, а значит, дороже. Оптимальным вариантом для меломана, ценящего звуковую точность, станет эллиптический тип заточки. Но в любом случае, что бы вы ни выбрали, не забывайте очищать иглу от загрязнений и следить за её состоянием, чтобы своевременно поменять.
Типы управления
И ещё немного об устройстве проигрывателя! Есть два типа управления: ручное и автоматическое. В первом случае вы сами поднимаете и опускаете тонарм, а во втором – достаточно нажать кнопку старта, чтобы установить иглу на начало пластинки, а по завершении проигрывания тонарм вернётся на место. Автоматическое управление определённо добавит простоты и удобства в использование, а также лишит риска повредить иглу или пластинку. С другой стороны, автоматизация может быть достигнута техническими решениями, действующими в ущерб звуку, а также отсутствие «высоких технологий» уменьшает вероятность будущего ремонта и стоимость обслуживания техники. И, конечно, ручное управление – та самая романтика, особый ритуал, создающий культуру винила. И всё же этот выбор не может быть хорошим или плохим – это совершенно точно дело вкуса.
Рекомендации
А сейчас хотим поделиться несколькими конкретными рекомендациями. Мы спросили у менеджеров Фонотеки, какие модели они посоветуют в качестве первого винилового проигрывателя. И больше не можем держать интригу. Это Audio-Technica AT-LP120 (в среднем 40-60 тыс. рублей в зависимости от модификации), Pro-Ject Debut Carbon EVO (60-70 тыс. рублей), Denon DP-300F (40-50 тыс. рублей), Lenco L-92 (20-25 тыс. рублей). Стоит отметить, что всё это – новые модели, потому что ниша раритетных проигрывателей довольно сложна для выбора первой аппаратуры.
Теперь вы узнали много нового и пробрались ещё дальше по пути меломана. Впереди только новые открытия, яркие впечатления, чувства, разделённые с единомышленниками, и часы, проведённые наедине с собой и любимой музыкой, за которой вы всегда можете прийти в «Фонотеку» на Марата, 28!