Каждый любит виниловые пластинки за что-то своё. Одни ценят тёплый ламповый звук, другие – физические ощущения от обладания, а для третьих винил – это в первую очередь большие и интересные обложки. Каждая – отдельное произведение искусства. Пока одни группы помещают на свой альбом свою фотографию или рисунок, подходящий по стилю и содержанию, другие музыканты выстраивают вокруг визуальной части целую концепцию. Такие музыкальные обложки часто становятся культовыми и прочно входят в мировую культуру.
Сегодня мы как раз запускаем небольшой цикл статей о культовых обложках музыкальных альбомов. Эти произведения искусства дополняют музыку, передают атмосферу времени записи пластинки и позволяют по-новому взглянуть на саму концепцию того или иного альбома. Но довольно слов! Давайте рассматривать самые красивые и просто лучшие обложки музыкальных альбомов всех времен!
The Velvet Underground – The Velvet Underground & Nico (1969)
Казалось бы: банан на белом фоне. И всё. Но нет. Не всё так просто. Банан для дебютного альбома The Velvet Underground нарисовал Энди Уорхол. Он же стал одним из продюсеров пластинки. По задумке Уорхола, желтая кожура банана – это лишь наклейка. А под ней должен был прятаться уже очищенный фрукт. Нюанс был в том, что предполагалось, что банан под кожурой будет не желтого, а розового цвета. Чтобы делать такие обложки, нужен был особенный автомат. И из-за технологической сложности производства выход альбома пришлось ненадолго задержать. Несмотря на то, что имя Энди Уорхола было на слуху, и продюсеры рассчитывали на хорошие продажи, «The Velvet Underground & Nico» провалился. В своё время широкие массы его не приняли. Но не зря говорят, что каждый, кто купил эту пластинку, потому создал свою рок-группу: своего слушателя «The Velvet Underground & Nico» совершенно точно нашел.
Интересно, что сейчас чаще всего можно встретить «The Velvet Underground & Nico» с напечатанной обложкой без стикера. Первое, что видит слушатель – это желтый неочищенный банан, а, раскрыв конверт, он натыкается уже на очищенный розовый фрукт. Поэтому оригинальные первопрессы с банановым стикером сейчас очень и очень ценятся.
The Beatles – Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967)
Одна из самых лучших обложек альбомов всех времён – это «Сержант Пеппер». Битлы захотели поместить на неё изображения всех важных для них людей. Карл Юнг, Эдгар По, Боб Дилан, Оскар Уайльд, Олдос Хаксли, Карл Маркс, Мэрилин Монро, Альберт Эйнштейн, Льюис Кэрролл, Алистер Кроули – это лишь малая часть тех, кого можно разглядеть на «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Всего тут более семидесяти лиц. Разумеется, на обложке красуются и сами Битлы: Ринго, Джордж, Пол и Джон тут одеты в яркие вычурные мундиры. Рядом с ними – их же восковые копии, одетые в более скромные костюмы.
Все старания не прошли даром: в 1968 году The Beatles выдали премию Грэмми за эту обложку в номинации «Лучшая графическая работа». А много лет спустя, уже в начале 21-го века, Питера Блейка, дизайнера, который сотворил это чудо, королева Великобритании посвятила в рыцари.
The Rolling Stones – Sticky Fingers (1971)
Долгое время считалось, что для «Sticky Fingers», одной из лучших обложек музыкальных альбомов, позировал сам Мик Джаггер. Но на самом деле, это был не он. Об этом в одном из интервью заявил сам дизайнер пластинки, Энди Уорхол. Да-да, снова он! За эту обложку Роллингов тоже номинировали на Грэмми за лучший дизайн. В чём же её уникальность?
Дело в том, что на обложке каждой копии «Sticky Fingers» красовалась настоящая молния в районе ширинки. Вполне функциональную застёжку можно было расстегнуть и застегнуть. А под джинсами любопытные меломаны обнаруживали белое нижнее бельё с логотипом The Rolling Stones: ярко-алые губы с высунутым языком. Для семидесятых это было очень смело. Пошловатый флёр сделал своё дело, и обложка «Sticky Fingers» раздвинула границы дизайна музыкальных пластинок. Минус был только один: этот альбом всегда приходилось хранить где-то сверху или просто отдельно, потому что выпуклая застёжка-молния впечатывалась в другие конверты виниловых пластинок и портила их. А в худшем случае и вовсе царапала и ломала другие записи.
Bob Marley & The Wailers – Catch A Fire (1973)
Лучшие обложки музыкальных альбомов – те, где дизайнеру удаётся выйти за рамки привычного и обыденного. Например, вот все привыкли, что конверт открывается сбоку, а графические художники Роб Дайер и Боб Вейнер решили мыслить нестандартно, и сделали оформление для альбома Боба Марли «Catch A Fire» максимально близким к названию. Заглавие «Catch A Fire» можно перевести как «Загореться». И весь дизайн концерта этого альбома был выполнен в виде зажигалки Zippo.
Обложка раскрывалась посередине, как зажигалка. А внутри оказывалась пластинка. За эффектное открытие отвечал специальный шарнир. Но производство таких копий было очень дорогостоящим, потому что каждую обложку приходилось скреплять вручную. По этой причине Zippo-дизайн есть только у первых двадцати тысяч копий этой пластинки. Гораздо чаще попадается другая вариация этой обложки: на ней изображен курящий Боб Марли. Оригинальный арт ещё пытались воссоздать в более современных изданиях, но больше всего коллекционерами, конечно же, ценятся первопрессы с оригинальным дизайном конверта в виде зажигалки.
Pink Floyd – The Dark Side Of The Moon (1973)
Невозможно представить список самых красивых обложек музыкальных альбомов без Pink Floyd. Их сотрудничество с дизайн-агентством Hipgnosis породило невероятные образы, крепко вошедшие в современную культуру. И, пожалуй, один из главных – это лаконичная обложка «The Dark Side Of The Moon».
Вдохновением для неё частично послужила упаковка шоколадных конфет «Black Magic». Строгий и классический стиль в черных тонах очень привлёк дизайнера Сторма Торгерсона. Он соединил его с другим изображением, которое он увидел незадолго до этого: призма, преломляющая луч света в радугу. Дисперсия света стала невероятно сильным символом. Поэтому при упоминании лучших музыкальных обложек в голове у многих немедленно всплывает именно «The Dark Side Of The Moon». Клавишник Pink Floyd Рик Райт очень долго уговаривал группу и дизайнеров сделать лаконичную и смелую обложку. И, как оказалось, он был прав.
Кстати, про «The Dark Side Of The Moon» мы писали большой лонгрид, где рассказывали необычные факты об этом альбоме и его записи. Если интересуетесь Флойдами и рок-музыкой, то найдёте там много любопытного!
Это лишь пять культовых обложек музыкальных альбомов. Но надо же с чего-то начинать! Если вам понравился такой формат, дайте нам обратную связь, и мы будем продолжать, ведь в мире музыки ещё так много необычных и выдающихся обложек!