В первой части этого лонгрида мы начали рассказывать про известные обложки музыкальных альбомов. Каждая из них прочно вошла в мировую культуру, но также за любым из этих изображений кроется история, которая знакома не каждому. Как создавались известные музыкальные обложки? Об этом мы сегодня и продолжаем рассказывать.
Предыдущую часть этого лонгрида ищите по этой ссылке. Там вас ждут рассказы об обложках The Velvet Underground, The Beatles, The Rolling Stones, Bob Marley & The Wailers и Pink Floyd.
Michael Jackson – Dangerous (1991)
О, эту обложку художник-сюрреалист Марк Райден рисовал без малого полгода! Опираясь на наследие картин Босха и христианских фресок, он создал полотно, наполненное разными мелочами, едва уловимыми символами и потайными смыслами. Хотя Джексон выбрал Райдена за то, что тот интересовался цирковыми постерами начала 20-го века. На этом основании и был выстроен весь визуальный концепт альбома, который каждый слушатель был волен интерпретировать по-своему.
В ряде интервью Марк Райден приоткрывал завесу тайны над тем, что значат те или иные элементы. Например, Королева-птица – отсылка к «Саду Земных Наслаждений» Босха. Собачий король – отсылка одновременно и к клипу Джексона «Leave Me Alone», и к картине Жана Огюста Доминика Энгра, художника 19-го века. Фабрика – отражение музыкальной индустрии. Мужчина внизу – знаменитый цирковой шоумен Финеас Барнум, кумир Джексона. Но при этом Райден всегда оговаривался, что Майкл Джексон хотел, чтобы обложка хранила в себе загадку, поэтому полностью смысл полотна остаётся додумывать нам с вами.
Nirvana – Nevermind (1991)
Идея фотографа Кирка Веддла была простой и любопытной: сделать фото младенца, который не может дышать под водой, но уже гонится за долларом. Веддл хотел высмеять алчность своего поколения. А в качестве модели он выбрал недавно родившегося сына своих друзей. Родители, разумеется, были не против. Интересно, что ни Кирк Веддл, ни Nirvana, ни Спенсер Элден (тот самый ребёнок с обложки) не представляли, что эта фотография разлетится по всей планете и станет символом одного из главных альбомов десятилетия.
Дэйбл сперва отверг фривольную обложку, опасаясь, что она отпугнёт покупателей. Но Курт Кобейн был непреклонен: он встал в позу и заявил, что альбом либо выходит с этим фото, либо не выходит вовсе. Он не был согласен даже на альтернативный вариант с двумя разными обложками. Так что альбом вышел с тем самым фото Кирка Веддла, которое стало одной из самых узнаваемых и попросту лучших музыкальных обложек. Подросший Спенсер Элден, кстати, пытался несколько раз хайпануть на своём детском фото, но каждый раз это заканчивалось ничем.
Pink Floyd – Wish you were here (1975)
Давайте просто договоримся: каждый выпуск мы будем упоминать пластинки Pink Floyd, потому что у этой группы столько отличных артов, что топ музыкальных обложек можно составить исключительно из дисков Флойдов. Над визуальной частью альбомов работала студия Hipgnosis и её основатель Сторм Торгерсон. А это автор самых известных музыкальных обложек в мире.
Сегодня перед нами альбом «Wish you were here». Сторму эту пластинку представили, как альбом об отсутствии. Поэтому первым вариантом Торгерсона была фотография обнимающихся перед зеркалом мужчины и женщины. Он обнимает её, у неё отсутствующий взгляд. А в зеркале вместо двух людей отражается только один. Снимок уже был сделан, но Сторм продолжил разрабатывать идею и пришел к идее рукопожатия, как бессмысленного жеста. Поэтому на обложке изображены двое мужчин, пожимающих друг другу руки. Один из них горит, другой – нет. В чем смысл этого символизма? Ну, говорят, что горящий человек – символ того, как невысказанные чувства сжигают людей изнутри. А многие песни Pink Floyd как раз о чувствах и о взаимопонимании людей.
Что интересно, человек на обложке – каскадёр – горел по-настоящему. Ведь эта обложка – не рисунок, а фотография. А ещё один любопытный факт – это то, что место, где делали фотографию для «Wish you were here» – это студия Warner Brothers, и те самые съемочные павильоны можно увидеть на заставке кинокомпании перед целым рядом замечательных фильмов. Обратите внимание в следующий раз!
Led Zeppelin – In Through The Out Door (1979)
Ещё один шедевр студии Hipgnosis. Обложка этого альбома – отдельная история. Вернее, обложки. Потому что «In Through The Out Door» выходил в шести разных вариантах. Концепция визуальной части этого альбома просто завораживает: каждая из шести вариаций обложек – это взгляд одного из 6 человек в баре на седьмого. Его зовут Джон, его бросила девушка, и он пытается забыться с помощью алкоголя. Что интересно, если перевернуть пластинку, то можно увидеть другую перспективу, где в центре кадра уже находится тот человек, чьими глазами мы видим обложку.
Чтобы сохранить интригу, каждый альбом заворачивали в непрозрачный конверт, так что покупатели не могли знать, какой вариант они приобретают. Гитарист Led Zeppelin Джимми Пэйдж признавался, что они со Стормом Торгерсоном пошли на такой шаг ради увеличения продаж. Но даже такая меркантильность меркнет на контрасте с масштабной задумкой фотохудожника. Правда, из-за сложности производства после восьмидесятых «In Through The Out Door» стали печатать лишь с одним вариантом обложки, лишь изредка делая специальные издания с вариативным оформлением.
Но, возвращаясь к оригинальному изданию, стоит упомянуть, что в каждый конверт с пластинкой вкладывали конверт с «барным натюрмортом» из сигары, алкоголя, стойки и так далее. В сухом состоянии от был монохромным, но вот если намочить бумагу, то изображение становилось цветным, переливаясь пастельными тонами. А сам бар в деталях отстроили специально для фотосессии. Хотя точно такое же заведение существовало и на самом деле. Это был абсентовый бар в Новом Орлеане.
Blur – Think Tank (2003)
Один из самых известных художников современности – это Бэнкси, таинственный гений стрит-арта, о котором никто ничего не знает. И двадцать лет назад Бэнкси нарисовал обложку для группы Blur. Это всё те же фирменные трафаретные работы, но в этот раз они немного отчаются от привычного стиля художника. В них нет политической или социальной подоплёки. Граффити, которые являлись частью оформления пластинки, Бэнкси разместил на дверях и стенах Лондона. Их герои – дети и взрослые, каждый из которых одет в огромный шлем от старинного батискафа. На главном изображении, попавшем на обложку – двое влюблённых в тех самых шлемах.
Согласно одним источникам, Бэнкси не взял с Blur денег за работу. А вот по другим данным – взял, да ещё и очень кругленькую сумму. Но в любом случае оригинал этой работы был продан на аукционе в 2007-м году за 75 тысяч фунтов стерлингов.