Незабываемый аттракцион абстрактного искусства
Проект Messer Fur Frau Muller всегда существовал чуть в стороне от мэйнстрима российской сцены, но при этом удивительным образом повлиял на неё. Это очень необычно. Потому что их музыка никогда не стремилась понравиться всем, зато почти всегда опережала момент, в котором звучала. Такое случается редко, и тем ценнее подобные явления.
Messer Fur Frau Muller сформировались в Санкт-Петербурге в начале 90-х. И, если вы знаете их исключительно по эксцентричному ретро-лаунджу, то вы очень сильно удивитесь, узнав, что поначалу они играли жесткий хардкор, грайнд и панк. Первые два альбома Messer Fur Frau Muller доверху набиты грязными риффами с названиями типа «Welcome в жопу», «Горячий секс в Бангкоке» и «Сука каждый день».
Но потом в группе поменялся состав, и на звук стал очень сильно влиять Олег Костров, принёсший с собой тот самый слегка безумный электронный подход с ретро-сэмплами. И если начало 90-х для Messer Fur Frau Muller прошло под знаменем хардкора, то середина десятилетия пришлась на довольно экспериментальный подход. Музыканты искали себя... и нашли!
Конец девяностых можно считать вторым рождением группы Messer Fur Frau Muller. Начиная со знакового альбома «Алло, супермен!», вышедшего в 1999-м, Олег Костров и Олег Гитаркин стали использовать музыкальный абсурд как метод познания реальности. Отрывки фраз из старинных фильмов замешивались с сэмплами из шлягеров разных лет, поверх накладывался то драм-н-бэйс, то рокабилли-гитара, то вокал Натальи Ветлицкой. Дикая смесь. Эдакий музыкальный коллаж. И аляповатые, но неизменно стильные обложки группы только подчёркивали это впечатление.
Messer Fur Frau Muller не мыслили песнями в привычном смысле. Если продолжить ассоциативный ряд, начатый полубезумными коллажами, то на ум приходят шаржевые сценки, звуковые шутки и стилистическое баловство. Но, говоря менее образно, это смесь лаунжа, сёрфа, easy listening, саундтреков, радиотеатра и намеренно неуместных сэмплов. ну, то есть, фактически поп-арт, только без глянца.
Фишкой группы стало то, что они почти всегда избегали прямолинейного вокала, отдавая предпочтение голосам из радиоэфира, кинофильмов и рекламных роликов. Через них и строилась вся музыкальная драматургия. Слушатель оказывался не в песне, а в сцене. Часто она была абсурдной, иногда тревожной, почти всегда смешной и слегка неуютной. Как сны. Только третьесортные.
Кстати, «Мечты — третий сорт» (или «Second Hand Dreams», если по-английски) — один из лучших альбомов Messer Fur Frau Muller. Тут есть и явные хиты типа «Лучшая Девушка в СССР», и неочевидные очаровательные треки вроде «Танцующих Сталактитов». Сёрф-рок соседствует со шпионской эстетикой, а наивная мелодика — с ироничным холодом. Позже последовали пластинки, в которых группа всё увереннее чувствовала себя в роли музыкальных режиссёров. Альбомы вроде «Гипер Утёсов Presents» и культовый «Треугольник, Чёрт и Точка» (только послушайте «Море Океан»!) лишь закрепили принцип мышления Кострова и Гитаркина: музыка как монтаж, как игра с культурной памятью, как свободное обращение с жанрами.
Поэтому Messer Fur Frau Muller всегда воспринимались, скорее, как проект, близкий к современному искусству: их треки легко представить в галерее, в кино, в театре или в качестве саундтрека к несуществующему фильму (возможно, потому что они склеены из частей уже существующих картин). Именно поэтому их музыка стареет медленно: она не привязана к трендам, а работает с архетипами массового сознания.
Недавно, например, сразу несколько альбомов Messer Fur Frau Muller переиздали на виниле. Что-то вышло на цветных пластинках, а что-то ограниченными тиражами. В нашем магазине сейчас есть несколько копий легендарных альбомов «Мечты — третий сорт», «Гипер Утёсов Presents» и «Треугольник, Чёрт и Точка», а также сольный альбом Олега Кострова «Мой Папа — Сверхновый!». Так что забегайте на ретро-вечеринку с пингвинами и пластинками!
































