Сокровища Leo Records. Часть 2
Продолжаем знакомить вас с бэк-каталогом лэйбла Leo Records, который уже много-много лет живёт свободной жизнью и объединяет фри-джаз с этникой, авангардом и экспериментами. В первой части этого рассказала мы говорили о концепции этого лэйбла и одном из его «символов», трио Славы Ганелина, а теперь расскажем про Сергея Курёхина, джазовые каверы на Led Zeppelin и след космической театральности. Всё это и многое другое можно найти в каталоге Leo Records, который уютно разместился на наших CD-полках.
Уже упомянутый Сергей Курёхин — важный герой Leo Records. В каталоге лэйбла: «Some Combinations of Fingers and Passion» с посвящением Дэйву Брубеку, масштабный 7-дисковый бокс «Absolutely Great», а также трибьют самому Курёхину «The Spirit Lives», который записал Алексей Айги с Ensemble 4'33".
Лео Фейгин называет Курёхина великим концептуалистом. И одновременно — человеком, который стеснялся собственной искренности. Скажет что-то серьёзное — и тут же обесценит, превратит в фарс. Вообще, самоирония — важная черта русской школы импровизации, о которой говорит Фейгин. Он утверждает, что узнаёт русский звук «с полуноты». Это трудно объяснить, но в нём есть концептуальность, театральность, готовность смеяться над собой и одновременно говорить о серьёзном.
Саксофонист Владимир Резицкий (его альбом «Hot Sounds from the Arctic» тоже в каталоге Leo Records), например, выходил на сцену в кальсонах и с ведром на голове. А другой культовый Владимир-саксофонист по фамилии Чекасин мог разрушить трагическую кульминацию одним гротескным звуком. Театр? Да. Но не костюмированный. Впрочем, и костюмированный джаз в каталоге Leo Records есть. За него отвечают Art Ensemble of Chicago, чьи записи, помимо Leo Records, издавались на великом лэйбле ECM и легендарная «группа с Сатурна» Sun Ra Arkestra.
И при этом среди релизов Leo Records есть и совсем уникальные таланты и проекты. Например, вокалистка Сайнхо Намчылак, издавшая на лэйбле несколько альбомов («Nomad», «In Trance», «Terra»). Её голос — это дыхание степи, шаманский ритуал и современная акустика в одном дыхании. Или джазовый трибьют альбому «Led Zeppelin II». Да, необычный выбор, но он вписывается в логику лэйбла: переосмысление, игра и смещение угла зрения.
Сам Лео Фейгин, которому недавно исполнилось 88 лет, живёт в английской деревне в пятистах километрах от Лондона. Но именно туда стекаются записи со всего мира. И он продолжает удивляться новой музыке: то китайская исполнительница на пипе, то британский концептуальный авангард, то молодые российские импровизаторы. Для Фейгина удивление — один из главных критериев жизни. Ведь, если музыка способна по-хорошему удивить, значит, она ещё не мертва.
Музыка Leo Records возникает и работает здесь и сейчас. Она живёт в моменте и не гарантирует сохранности. Это свежий продукт. И иногда она оставляет след. Порой его можно найти в каталогах, иногда в радиозаписях BBC, но чаще всего — в памяти тех, кто выдержал первые пятнадцать минут и оказался «заражён» идеей людей, которые отказались играть по квадрату, но сохранили за собой идею и свободу.
Недавно мы привезли буквально половину каталога Leo Records на CD и приглашаем вас обратить внимание на это сокровище.

















