Сокровища Leo Records. Часть 1
Недавно мы привезли буквально половину каталога Leo Records на CD и приглашаем вас обратить внимание на это сокровище.
Потому что есть лейблы, которые аккуратно складывают пластинки по жанрам. А есть Leo Records — он складывает мир по звукам. И если прислушаться, этот мир слегка вибрирует.
Leo Records основал Лео Фейгин — человек, чья биография и сама похожа на импровизацию: эмиграция, Лондон, бесконечные поиски новой музыки. Его девиз — Music for the Inquiring Mind and the Passionate Heart. Музыка для любознательного ума и страстного сердца. В этом, по сути, вся философия лейбла: звук должен работать не только «между сердцем и телесным низом», как иронично говорит Фейгин о современном джазе, а где-то между сердцем и головой. Там, где мысль и чувство спорят, чтобы найти общий язык.
Фейгин давно и последовательно говорит: как только музыка перестаёт отражать своё время, она мертвеет. И современный джаз частенько буксует в гармонических «квадратах» и ритмических рамках. Бунтарского в такой музыке ничего не остаётся, потому что она звучит как будто кто-то просто пришёл на работу и отыграл положенное время. А ведь часто так оно и есть, несмотря на отличных технику и чувство ритма.
У фри-джаза тоже есть риск уйти в клише, но шанс этот меньше. Потому что фишка фри-джаза в открытости. Ну и конформизм там никто не жалует. Лео Фейгин говорит, что в такой музыке можно всё, кроме клише. И именно эта открытость делает её живой. Лэйбл Leo Records десятилетиями документирует эту территорию свободы. Иногда она хаотичная, иногда концептуально строгая, но всегда ищущая.
И если говорить о символе Leo Records, то среди громких имён типа Sun Ra и Сергея Курёхина выделяется трио Славы Ганелина. В каталоге лейбла — целая россыпь их записей: от лайвов в Германии коллабораций с саксофонистом Леонидом Сендерским или, например, вокалисткой Эсти Кинан Офри.
Лео Фейгин говорит, что трио Ганелина даже не столько играет фри-джаз, сколько строит большие формы, почти симфонические по замыслу. Их композиции — это идеи, развернутые во времени. на культовой пластинке «Ancora Da Capo», например, тема танго не деконструируется, а постепенно собирается из хаоса. Как если бы музыку вспоминали по кусочкам. И в момент, когда танго наконец проявляется полностью, всё обрывается. Готово!
На сцене для группы Ганелина это была «музыкальная война». Музыканты загоняли друг друга в угол, объединялись двое против одного, спорили, провоцировали. И в этом напряжении рождалась энергия. После их концертов, вспоминает Фейгин, публика уже не могла слушать что-то «просто джазовое». И в этом вызов лэйбла Leo Records для слушателя.















