Альбом мечты Мишеля Леграна
Мишель Легран был одним из тех музыкантов, которых в СССР «разрешили» и даже активно крутили по радио. Каждый хоть раз в жизни слышал его мелодии «The Windmills of Your Mind» и «Les Parapluies de Cherbourg». Леграна трижды одаривали Оскаром, в его коллекции есть Золотой Глобус, пять раз он завоёвывал Грэмми. Мировая слава пришла к нему ещё в середине прошлого века, но весь мир знает Мишеля Леграна именно как выдающегося кинокомпозитора.
Между тем, в начале творческого пути у этого француза был роскошный джазовый альбом с умопомрачительным составом: Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер, Билл Эванс, Херби Манн, Тео Масеро и многие другие. И за этой пластинкой стоит занятная история.
Путь Мишеля Леграна к славе был коротким. В начале пятидесятых начинающему композитору заказали написать пластинку, которая бы представила американцам Париж. Бюджет был небольшой: всего 200 долларов, но Легран согласился, подумав, что это будет неплохой опыт. Так и получилось. Вышедший в 1954-м году альбом «I Love Paris» продался тиражом в 8 миллионов копий. Рекорд-лэйбл получил прибыль, а Легран заработал репутацию. Денег с огромных продаж ему, правда, так и не дали. Но зато сделали предложение, от которого невозможно отказаться.
Боссы лэйбла сказали, что дают Мишелю карт-бланш для работы над новой пластинкой. Любой состав. Любой бюджет. Любой жанр. Легран сразу загорелся и начал перечислять имена: Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Билл Эванс... Когда были озвучены все пожелания, ребята с лэйбла с энтузиазмом согласились и стали организовывать сессии, которые случились только в 1958-м году.
Мишель Легран вспоминает:
«Я прилетел в Нью-Йорк, и все музыканты, которых я встречал, твердили мне: «Будь осторожен с Майлзом Дэвисом, у него взрывной характер», «Он никогда не приходит вовремя», «Если Дэвису не понравится, что играют музыканты, он просто уйдёт, хлопнув дверью, и ты никогда больше его не увидишь!» А мне в тот момент было всего 26. Я сидел, обхватив голову руками, и думал: Боже мой!»
Что самое забавное, всё случилось ровно так, как и предсказывали нью-йоркские музыканты. Майлз Дэвис опоздал, встал в дверях студии и стал прислушиваться к музыке... А затем решительно вошел внутрь, сел на стул, достал трубу и стал играть. Сессии прошли удачно, и за три дня тремя разными составами удалось записать 11 композиций. Это был новый взгляд на классические мелодии. Аранжировки Леграна многие критики ставят в один ряд с работами Гила Эванса, который вместе с Майлзом Дэвисом записал культовые «Sketches Of Spain» и «Milestones». Всё-таки классическое образование и (факультативное для джазменов) знание произведений Дебюсси и Штрауса дало фантастический результат.
Майлз Дэвис, вынесенный в соавторы альбома, на самом деле отметился лишь в четырёх треках из одиннадцати. Безусловно, это яркие появления, но не стоит забывать и про массу других великих джазменов, которые сыграли на «Legrand Jazz»: Джимми Кливленд, Фил Вудс, Пол Чемберс, Дональд Бёрд, Бен Вебстер, Тео Масеро...
P.S.: Интересно, что через много лет судьба свела Майлза Дэвиса и Мишеля Леграна ещё раз. Они записали саундтрек к фильму «Динго». Этот альбом стал последней работой Дэвиса, которую он записал незадолго до своей смерти в 1991-м году.
Мишель Легран вспоминал, что Майлз как-то позвонил ему и своим хриплым голосом просипел в трубку: «Мишель, тащи свою грёбаную задницу в Лос-Анджелес, будем записывать музыку к фильму». Легран тут же ответил, мол, всё-всё, уже беру билеты на поезд из Парижа.
Когда Мишель приехал, в первый день они с Майлзом поболтали, во второй пошли купаться, в третий напились до чёртиков, а когда Легран задал закономерный вопрос: «А писать музыку для фильма-то когда будем?», Дэвис ему прохрипел: «Да кто будет смотреть этот сраный фильм?! Я не хочу работать. Пошли снова купаться!».
Легран попытался объяснить Майлзу, что так не пойдёт, но вскоре понял, что перед ним самый ленивый человек на свете. Так что они договорились, что в среду Мишель напишет все аранжировки, а в четверг Майлз придёт на всё готовое и что-нибудь сымпровизирует в студии.
Так и вышло.
После сессий Дэвис подошел к Леграну и сказал: «Я так и знал, что ты чёртов гений, Мишель».
А фильм, кстати, действительно так и прошел незамеченным, даже несмотря на то, что Майлз Дэвис там сыграл одну из центральных ролей.






















