"Господи, как это развидеть?"
Примерно такая мысль приходила в голову каждому второму при беглом взгляде на обложку нового альбома Fever Ray "Radical Romantics". Что ж, видимо, такой реакции Карин Дрейер и ожидала. Но важно не это. Важно, что вы обратили внимание на этот альбом. И правильно сделали. Пластинка отличная. А теперь - по полочкам.
Многие, кто слушал музыку шведского дуэта The Knife в середине нулевых, принимали их визуально-электронные инструменты за эдакое фрик-шоу. Но то, что казалось диковинкой тогда, сейчас воспринимается как вполне привычные образы. Сейчас противоречивые мнения вызывает обложка и клипы Fever Ray, сольного проекта Карин Дрейер из The Knife. Понимаете, куда мы ведём? Эти шведы всегда на пару шагов впереди!
Футуристичный электронный саунд, соединённый с хтоническим - буквально, ведьминским! - вокалом, а также темы, которые хирургическим скальпелем обнажают щекотливые темы. Причудливый коллаж из звуков и образов Карин в этот раз собирала не одна. На "Radical Romantics" состоялось долгожданное воссоединение брата и сестры. Улоф Дрейер, партнёр Карин по The Knife, помог своей сестре записать почти половину альбома. Так что первые четыре трека с "Radical Romantics" вполне можно воспринимать, как долгожданный реюнион The Knife под другой вывеской. Тем более, что одна из новых вещей, "Kandy", звучит как прямое продолжение хита The Knife "Pass This On". Но на новой пластинке Fever Ray есть и более именитые гости. Оскароносный дуэт Трента Резнора и Аттикуса Росса из Nine Inch Nails помог Карин Дрейер записать треки "Even It Out" и "North".
И если "North" - атмосферный номер в духе обласканного критиками дебютного альбома Fever Ray, то с треком "Even It Out" всё немного... эмм... страньше. Под колючий электронный бит Карин нараспев произносит: "Это для Закарии, который гнобил моего ребёнка в школе. Тебе не рады. Мы знаем, где ты живёшь, и однажды мы можем придти поквитаться. И вот тогда мы будем резать, резать, резать, резать..." (и далее ещё 28 раз "резать"). Фактически это весь текст песни. А теперь добавьте к этому видеоряд, где Карин Дрейер в образе... эммм... гиперсексуализированной бабули остервенело крошит овощи чесноком, а в сарае держит связанного человека. Чем заканчивается видео, возможно, лучше не знать.
А теперь представьте, что вам 13 лет, и мама вашего одноклассника объединяется с Nine Inch Nails, чтобы записать вам угрозу с месседжем "когда придёт время, я до тебя доберусь". А потом снимает видео, где недвусмысленно проводит пальцем по горлу, копает могилы, а, главное, сталкивает эротические сны и пугающие кошмары. Мы не знаем, кто такой (или такая) Закария, но уверены, что даже при хорошем раскладе впереди у этого ребёнка долгие и увлекательные беседы с психологом.
Но вернёмся к музыке. В музыкальном плане "Radical Romantics" балансирует между арт-роком и синтипопом. Лирика при этом исследует неврозы, сексуальность, фантазии и тревожный нонконформизм. В принципе, такой квир-рэйв продолжает курс, взятый ещё прошлым альбомом Fever Ray, который вышел пять лет назад. Уже тогда казалось, что Карин Дрейер нехило так развернуло после мрачной и мистической атмосферы дебютной пластинки. Но штука в том, что "Radical Romantics" звучит как нечто среднее между первым и вторым альбомами Fever Ray. Здесь есть место и тягучей "ночной" атмосфере с низко жужжащими синтезаторами, и темам поиска своей сексуальности в бинарном сообществе. Такой баланс позволяет сделать музыку Fever Ray интересной и для слушателя, и для Карин, которая стремится выставить напоказ свою фриковость. Музыкальная изящность и сплетение ритмов с секвенциями вкупе с (порой даже отталкивающей) прямолинейностью текстов и образов - то, чем больше всего запоминается "Radical Romantics".