Вышел новый альбом великого Дэвида Гилмора, гитариста культовых Pink Floyd. Пластинка получилась замечательной. Более того, целый ряд критиков называет её лучшей в сольной дискографии Гилмора. А кто-то из них идёт ещё дальше и говорит, что «Luck and Strange» — это самый выдающийся альбом, к которому Гилмор приложил свою гитару и голос со времён флойдовского шедевра «Dark Side Of The Moon».
Неужели и правда «Luck and Strange» мощнее, чем «Wish You Were Here», «The Wall» и «Animals»?!
Это вообще возможно? Давайте разбираться!
Альбом «Luck and Strange» получился зрелым и самобытным произведением, где легендарный гитарист Pink Floyd продолжает исследовать новые музыкальные горизонты. Диск ощущается более спокойным и интимным, чем предыдущая пластинка «Rattle That Lock». Новая работа показывает зрелость и личные размышления, свойственные любому музыканту, который находится на пороге 80-летия.
После долгих лет творчества, сольной карьеры и сложных отношений с бывшим коллегой по группе Роджером Уотерсом, Гилмор снова показывает свою уникальность. Казалось бы, всё уже сыграно, а легендарный гитарный звук Дэвида разобран по нотам и тонам. Но выходит новый альбом, и становится ясно, что никто, кроме него, не сочетает мастерство, меланхолию и ностальгию так филигранно.
Открывающий трек «Black Cat» сразу же напоминает о фирменной технике медленных соло Гилмора, которые с годами стали его визитной карточкой. Но это лишь начало! Альбом постепенно вводит нас в новые для Гилмора звуковые ландшафты. Это становится очевидным уже в следующей композиции, заглавной «Luck and Strange», где к привычной блюзовой гармонии добавляются органные партии покойного Рика Райта (да-да, того самого клавишника Pink Floyd). Этот трек наполнен автобиографическими отсылками к детству Гилмора, его вдохновению от «шестиструнных мастеров» и ощущению надвигающейся тьмы.
Вообще «Luck and Strange» навевает мысли о разнице подходов, которыми пользуются в сочинении бывшие соратники Уотерс и Гилмор. Первый постоянно борется с несправедливостью и обличает её в разных формах даже через ремейки старого творчества. Второй же, скорее, по-своему воспевает жизнь в разных её аспектах. И пока Роджер Уотерс ищет поддержку слушателя в неустанной борьбе против той самой «машины», Дэвид Гилмор опирается на семью и не направляет свою музыку против кого-либо.
Это неожиданно раскрывается в песне «Between Two Points». В кавере на британский инди-дуэт The Montgolfier Brothers поёт Романи Гилмор, дочь Дэвида. Нарочитая отстранённость Гилмора и двусмысленность текста рождают беззлобные ассоциации в сторону Роджера Уотерса. Впрочем, возможно, это лишь впечатления.
Под руководством продюсера Чарли Эндрю Гилмор делает шаг в сторону более современного звучания, часто выходя за рамки привычного рока и блюза. Например, трек «The Piper’s Call» удивляет своей меланхоличной мелодией на фоне массивного ревера и нежного вибрафона. На этом альбоме Гилмор также позволяет себе эксперименты с вокалом, оркестровками и неожиданными ритмами. Особенно ярко выделяется трек «Dark And Velvet Nights», где гитара рождает рваный грув, который граничит со ска.
Все тексты здесь написала жена Гилмора Полли Самсон, которая вот уже 30 лет является его ключевым соавтором. И в плане лирики на «Luck and Strange» особенно сильно ощущается тема смертности, проходящая красной нитью через весь альбом. Например, в уже упомянутом треке «Dark And Velvet Nights» Гилмор через тексты Самсон задается вопросом: «Как мы простимся — буду ли я держать тебя за руку, или ты останешься держать мою?». С одной стороны, такое философское размышление о жизни, времени и неизбежности смерти звучит мрачновато. А с другой — наполнено мелодией, любовью и светом.
В эту же тему уходит и «Scattered». Этот трек медленный, погруженный в драматичные звуковые отголоски «Dark Side Of The Moon». Гилмор и Самсон будто бы действительно идут «по пыльной старой тропе», принимая закат жизни с философским спокойствием. Об этом напоминает и «A Single Spark», который описывает жизнь как «единственную искру между двумя вечностями».
Так переплюнул ли «Luck and Strange» былые шедевры Pink Floyd и всю дискографию Гилмора? Для некоторых — вполне вероятно. Но, положа руку на сердце, величие «Hey You» или «Dogs» сложно превзойти. Да Дэвид и сам говорит, что не пытался. Здесь он просто находится в своей стихии. Он не стремится к коммерческому успеху или к созданию хитов, а просто делает музыку, которая, по его словам, «живет и дышит вместе с ним».
Для тех, кто ценит меланхоличные и задумчивые гитарные соло, этот альбом, безусловно, станет находкой. Для многих — лучшей пластинкой 2024-го. Факт в том, что, судя по всему, Дэвид Гилмор сейчас находится на новом пике своего мастерства.
К счастью, несмотря на явные лирические намеки на близость финала, сам Гилмор не намерен останавливаться. Более того, невероятно радует, что он уже планирует следующий альбом с той же командой. Как он сам сказал в одном из интервью, «хоть тьма и приближается, она ещё не наступила». И мы надеемся, что новый альбом Дэвида отдалит её ещё немного, дав нам всем немного светлой меланхолии и вкуснейших гитарных соло.