На пороге масштабной концепции
На альбоме «Play» Эд Ширан вдруг оказывается у условной черты: двадцать лет прошло с момента его первого релиза, четырнадцать — с тех пор, как он превратился в символ британской поп-музыки. И теперь он выходит на сцену с материалом, который одновременно должен вернуть доверие слушателей после не самых успешных релизов и, по его собственным словам, стать ответом на самый тёмный период жизни. Но что интересно: «Play» не особо-то и мрачный. Он звучит как попытка освежить саунд и всё же остаться собой. Такой подход довольно похвальный.
Тем более, что Ширан задумал «Play», как начало долгой серии из 5-6 альбомов, названия которых будут основаны на символах, знакомых каждому, кто когда-либо включал кассеты или CD: «Play», «Pause», «Fast Forward», «Rewind» и «Stop». Разумеется, настроения этих пластинок будут отличаться, но все они будут объединены концепцией. Впрочем, пока не совсем понятно, какой. Однако финал этой серии Эд тоже продумал. Запланированный шестой альбом «Eject» он хотел бы выпустить в день своей смерти. Смелый и масштабный концепт. Особенно для человека, которому нет ещё и 35 лет.
Но давайте вернёмся к «Play». Эд Ширан здесь снова играет в узнаваемость: каким бы ни был продюсер (а их тут, помимо самого Ширана, 11), какой бы инструмент ни добавили (а их тут десятки) — мелодическая подпись рыжей поп-звезды остаётся неоспоримой. Это по-прежнему музыка, которую сложно спутать с кем-то ещё: местами она простовата, местами обезоруживающе честная, а порой откровенно хочет угодить слушателю. Но вот что интересно: за этой предсказуемостью кроется странная трещина: эмоциональная темнота, которая периодически выплывает на поверхность.
Например, вот открывается альбом песней «Opening», и там Ширан перечисляет собственные утраты, страхи, суды, давящее чувство, что карьера пошла под уклон. Тут же — неровный и чуть комичный речитатив, будто отголосок юного автора. В общем, очень сильная эклектика.
Ярче всего нерв проявляется на «A Little More», где рыжий вдруг злится, ругается и срывается. Эта злость — непривычно честная и, возможно, самая человеческая часть альбома. В сочетании с джазовой интонацией и духовыми трек звучит будто случайный эмоциональный выброс, который забыли вырезать. И оттого он один из самых живых.
Главная интрига нового альбома — индийский и ближневосточный след. Ширан ездил по городам, учился у уличных музыкантов, брал уроки ситара в Индии. В общем, впитывал ритмы, голоса и тембры. Но итог несколько обманчив. «Play» не стал радикальным культурным экспериментом: все эти необычные этнические инструменты аккуратно встроены в поп-музыку. Где-то — чуть декоративно (например, в «Azizam»), где-то — чуть более убедительно (тут на ум приходит «Symmetry»), а порой (как в «Sapphire») даже трогательно, пусть гармонии и подаются в привычном западном формате.
Временами альбом действительно выходит на новый уровень. «Don't Look Down» — один из таких моментов: благодаря Fred Again трек превращается в пульсирующую танцевальную вещь, где индийская перкуссия вдруг становится частью техно-пейзажа. Вообще кажется, что именно здесь Ширан нашёл ту точку, где восточные влияния перестают быть фоном и становятся движущей силой.
Но большая часть материала возвращается в зону комфорта: сентиментальные баллады, проверенные формулы, песни для обнимашек. В общем, то, что среднестатистический человек добавил бы в свой свадебный или романтический плейлист. Впрочем, это и делает Ширана привлекательным для миллионов.
Он по-прежнему ориентируется на широкую аудиторию. Даже, пожалуй, слишком. Но именно в этой пластинке слышно, что он, возможно, впервые за долгое время действительно ищет себя. И потому «Play» стоит того, чтобы к нему прислушаться. Даже если вы не из тех, кто обычно включает Эда Ширана.































