Ещё один явный претендент на звание «альбом года» — новая пластинка Джека Уайта. Она как раз недавно доехала до нашего музыкального магазина, мы бы хотели поделиться своими впечатлениями от безымянного альбома. Ведь отсутствие названия или промоушена ничуть не помешало ему предстать общепризнанным шедевром.
Начнём с самого начала. В конце июля в магазинах сети Third Man Records случайным покупателям стали раздавали белые пластинки без опознавательных знаков, на которых были написаны лишь два слова: «No Name». Белый конверт без обложки. Пластинку, конечно, тут же оцифровали и выложили в интернет. Было явно слышно, что это Джек Уайт. Но вот что за материал? Новый сольный альбом? Какой-то новый проект? Просочившиеся в сеть демо-версии? Диверсия? Учитывая отсутствие обложки, треклиста и комментариев со стороны музыканта, можно было предположить всё, что угодно.
Но через пару дней Джек раскололся: такой парадоксально простой, но эффективной промо-кампанией он действительно решил привлечь внимание к своей новой пластинке. И получилось! Сотни тысяч людей стали слушать альбом, пытаясь угадать названия песен. А когда через неделю пластинка «No Name» появилась на стримингах, к новым песням потянулась вторая волна слушателей.
Весь этот подход отражает суть Джека Уайта как музыканта, который всегда предпочитает ломать шаблоны. Записать главный рок-гимн века на дешевой гитаре — запросто! Собрать супергруппу и променять место фронтмена на барабанный стул — да! Распустить самый успешный рок-дуэт на пике славы — сделано! Отказываться от мэйджор-лэйблов в пользу своего собственного и создать успешную фабрику по производству винила — вот стиль Джека Уайта! За это мы его и любим.
«No Name», даром что безымянный, звучит как одна из лучших работ Джека Уайта за всю его дискографию. И не только сольную, но и общую, включая все его проекты. Да-да, альбом настолько хорош! Это своего рода возвращение к корням, но с глубокой многослойностью, характерной для зрелого творчества Уайта. Альбом полон энергии гаражного рока и блюзовых мотивов, которые Джек давно усвоил, но здесь они звучат особенно честно и неотшлифованно. Слушая треки вроде «Old Scratch Blues» или »Underground», легко представить себя в клубе, где сцена покрыта пылью, а усилители дрожат от громкости.
Эта пластинка для всех, кто скучал по ранним The White Stripes, потому что «No Name» звучит именно так: сыро, грязно, неряшливо, честно и безумно драйвово. Треки построены вокруг мощных риффов, плотных барабанных партий и вокала, который то плетёт мелодии, то срывается на крик. Вокал Уайта тут вообще зачастую звучит, как проповедь, полная драматизма и надрыва. Сам Джек описывает альбом как запись, которая напомнила ему, почему он начал заниматься музыкой. И это очень хорошо слышно на протяжение всего альбома. Давайте начистоту: нечасто можно прочувствовать кайф самих музыкантов через запись. Талант, старание, вложенные эмоции — да. Но неприкрытое детское удовольствие от записи чаще всего чувствуется на дебютных альбомах групп, а не на восемнадцатой (!!!) пластинке в огромной дискографии.
При этом каждая песня на альбоме показывает разнообразие подходов Уайта к созданию музыки. Гаражный панк-рок «Number One With a Bullet», классический утяжелённый блюз «Old Scratch Blues», тяжелая поступь проповеди «Archbishop Harold Holmes», ночной драйв «Morning at Midnight», сырой поп-рок «Missionary», трогательное сочетание рваных риффов и милой лирики на «Terminal Archenemy Endling». И это мы только поверхность поскребли! Здесь каждый трек особенный.
При этом сама основа альбома совершенно дефолтная в своей простоте. Минимум наложений и эффектов, упор на старые традиции классического рока, аналоговая аутентичность и обезоруживающая честность — вот столпы, на которых стоит «No Name». И к такой основе не придраться. Да и зачем? Сам Джек говорит: «Я всегда стремился оставаться честным с самим собой, даже когда мир вокруг становился всё более искусственным». Планомерный подход, достойный исключительно уважения.
«No Name» — это та пластинка, которая заряжает энергией и удивляет бодростью своего звучания. Это честный альбом, который стоит услышать, чтобы ощутить чистую, необузданную энергию рока. Джек Уайт — музыкальный герой для всех меломанов и фанатов аналогового звука. И в этом году он порадовал нас как никто другой!