The Happy Mondays были одними из флагманов мэдчестера, британской волны электронного рока, которая накрыла Альбион где-то в конце восьмидесятых. Британия, а вслед за ней и остальной мир, купалась в безумии жанра примерно до середины девяностых, а потом... все как будто позабыли про эту музыку. Странное было время, что и говорить.
И представьте, каково было The Happy Mondays: они стали пророками нового направления, которое буквально сразу же захлебнулось своей популярностью. А потом по нему катком прокатились ещё и бритпоп с гранжем. Добавьте к этому дурную репутацию The Happy Mondays, «группы, которая высосала до дна культовый лэйбл Factory», и их яркое увлечение разными вредными веществами. Станет совершенно ясно, почему к концу 1993-го коллектив распался. Тогда это казалось неизбежным.
Сейчас же неизбежным кажется их возвращение. Возможно, это взгляд с высоты прошедшего времени, ведь с начала девяностых группа собиралась заново уже трижды. Первый раз их хватило лишь на пару лет совместного творчества. Второй реюнион продержался в три раза больше. Дальше терпения и трезвости участникам не хватило. А потом The Happy Mondays решили окончательно воссоединиться и — сюрприз-сюрприз! — попытка номер три оказалась для них самой успешной. Группа активна до сих пор, несмотря на недавнюю смерть басиста и одного из основателей Пола Райдера.
Но вот наиболее продуктивным для The Happy Mondays стал второй камбэк во второй половине нулевых. Именно тогда группа выпустила первый за 15 лет альбом «Uncle Dysfunktional». Это была очень неплохая попытка возрождения группы. Хотя альбом не достиг такого же уровня популярности, как их предыдущие работы, он остаётся крепким, интересным, и, что немаловажно, неустаревающим образцом британской альтернативной сцены середины 2000-х.
«Uncle Dysfunktional» продолжает стиль, которого всегда придерживались The Happy Mondays, но с заметными изменениями. Если их ранние альбомы вроде культового «Pills 'n' Thrills and Bellyaches» были построены на смеси мэдчестера и эйсид-хауса, то здесь звук ушел в экспериментальную степь и стал мрачнее обычного. Впрочем, группа сохранила свой фирменный грув, щедро сдобрив его электроникой, трип-хопом, элементами индастриала и другими эклектичными деталями. Это одновременно и осовременило звучание альбома, и сделало его более сырым.
Всю пластинку The Happy Mondays бросает от одного поджанра к другому. На то диск и называется «Uncle Dysfunktional», верно? Музыканты тогда боролись со своими зависимостями (ну или не особо-то и боролись, если быть совсем честными), и это отразилось на звучании альбома. Фронтмен группы Шон Райдер в одном из интервью прямо заявил:
«Я не знаю, как мы вообще выжили, честно говоря. Вся эта музыка — результат того, через что мы прошли, и она полностью отражает нас на тот момент. Этот альбом — результат многих лет хаоса и попыток собрать себя по кусочкам».
Такой мозаичный подход к звуку позволил группе сохранить свои корни, а также привнести новые текстуры и ритмы. Поэтому «Uncle Dysfunktional» будто бы стоит на пересечении прошлого и настоящего. И даже спустя 17 лет это всё ещё слышно. Альбом наполнен хаосом, и именно это делает его таким запоминающимся.
Довольно странно, что «Uncle Dysfunktional» ни разу не переиздавали на виниле с 2007-го года, когда он впервые вышел. Но пару лет назад альбом пересвели и переиздали на очень красивом розовом двойном виниле. Пластинку выпустили ограниченным тиражом специально ко Дню Музыкального Магазина. И несколько копий этого альбома есть на наших полках.