Потусторонний вид не то робота-пришельца, не то марионетки, причудливая музыка, потрясающий высокий оперный голос и признание великих от Дэвида Боуи до Леди Гаги. Сегодня мы хотим вам рассказать про Клауса Номи, чья жизнь была, хоть и коротка, но очень удивительна.
В середине сороковых в Германии родился мальчик по имени Клаус. Германия тогда ещё была нацистской, а сам Клаус ещё не представлял, что о нём узнает весь мир. Но обо всём по порядку.
В детстве Клаус слушал в основном лишь оперу, потому что его мама не сильно любила поп-музыку. И когда Клаус открыл для себя зарождающийся рок-н-ролл, он стал скупать пластинки Элвиса, Литл Ричарда и других. Он слушал их тайно в подвале своего дома, но однажды мама обнаружила тайник и снесла все пластинки обратно, обменяв их в музыкальном магазине на оперу. Что удивительно, юный Клаус был только рад такому: он успел послушать и рок, и оперу, и ему всё нравилось.
Его кумиром была оперная дива Мария Каллас, в которую он был заочно влюблён. И когда однажды Клаус побывал на её концерте, он понял, что хочет петь так же. Он стал ходить к преподавателям, изнурял себя бесконечными упражнениями, устроился в оперу подсобным рабочим, пел для коллег после смены, а потом понял, что ему этого мало и в начале семидесятых перебрался в Америку.
Там он стал называть себя Клаусом Номи. Днём он работал пекарем-кондитером, а по вечерам выступал где придётся. Несколько лет у Клауса не получалось пробиться. Но всё изменило выступление на Нью-Йоркском Нью-Вейв Варьете в 1978-м году. Там тогда собрались все местные фрики: экспериментальные музыканты с собаками на сцене, клоуны, группы с поролоновыми гитарами, танцовщицы бурлеска. Одних зал принимал хорошо, других зрители освистывали. Но все замерли в абсолютном молчании, когда на сцене запел очень сильно накрашенный Клаус Номи в образе инопланетной марионетки, обтянутой пластиковым костюмом. Он пел оперу. И делал это настолько шокирующе проникновенно, что даже после окончания выступления ведущему вечера пришлось убеждать публику, что песня была спета вживую, а не под фонограмму. Благодаря энтузиастам, эту черно-белую запись сентиментального дебюта Номи, кстати, и сейчас можно найти на ютубе.
Это стало началом недолгой, но яркой карьеры Клауса Номи.
Уже на следующий год его пригласил Дэвид Боуи для совместных выступлений. Он же помог Номи выбить контракт на запись дебютного альбома, на обложке которого Клаус предстал в своём знаменитом пиджаке-треугольнике с мёртвенно-бледным гримом. Его внешний вид отсылал к традициям Кабуки и к куклам-марионеткам, а музыка, опираясь на оперу и немецкое кабаре 20-х годов ХХ века, представляла собой космическую смесь из синтезаторов, нью-вейвовых ритмов, оперных партий и специфического вокала с нарочито тяжелым акцентом.
Про свой причудливый и фантастический образ Номи говорил вот что: «Я стараюсь выглядеть настолько инопланетно, насколько это вообще возможно. Я хочу этим подчеркнуть одну вещь: я подхожу ко всему как абсолютный аутсайдер. Только так я могу нарушить все правила».
Его голос шокировал еще больше, чем его безумный образ, который, кстати, довольно сильно повлиял на становление готической субкультуры. Клаус продолжил своё причудливое музыкальное путешествие на втором альбоме, который вышел через год после первого, в 1982-м году. Название пластинки «Simple Man» и до сих пор нехило контрастирует с вычурной обложкой, откуда на слушателя взирает немного пугающий портрет Клауса Номи с футуристической прической и вздёрнутыми бровями. Холодный саунд, которым был примечателен дебют, тут немного «потеплел» и оброс фанковым басом, пружинящими барабаными и тонной самой разнообразной электроники. Хотя, конечно, и запредельный оперный вокал никуда не делся. Номи — один из тех блестящих музыкантов, которые на одной песне могут заставить плясать так, что ноги отваливаются, а уже на следующем треке сжать сердце слушателя в такие тиски, что невозможно укрыться от слёз или хотя бы комка в горле. Всё-таки опера — великая штука!
Как и многие гении, при жизни он не был оценён по достоинству. Во многом потому что ушел из жизни очень рано. Клаус Номи стал одной из первых жертв СПИДа, болезни, о которой в те годы ещё ничего не знали. Как говорят те, кто знал Номи лично, он сгорал очень быстро. Очень сильно исхудав, он продолжал выступать. И те моменты, когда он, уже будучи больным, поёт щемящие душу оперные партии о неотвратимости смерти, просто невозможно смотреть спокойно. Но самая печальная сторона этого, это то, что в начале восьмидесятых многие считали, что СПИД может передаваться по воздуху, поэтому последние месяцы жизни Клаус провёл практически в одиночестве. От него все отворачивались как от прокаженного. Третий альбом Клаус Номи уже не успел закончить. Он умер в 1983-м году.
Впрочем, Номи до сих пор жив в сердцах всех любителей необычной музыки благодаря своим песням и тому вкладу, который он внёс в культуру. Им вдохновляются тысячи музыкантов от инди-групп до Леди Гаги, от Garbage до The Tiger Lillies, которые, кстати, взяли высокий вокал Номи на вооружение и сделали его своей фишкой. Пусть песни Клауса Номи и причудливы, они мало на что похожи. Клаус, изучавший барочную музыку, фривольно миксуя её с синти-попом, создал свой особый стиль.
Оба прижизненных альбома Клауса Номи вы можете найти на полках нашего магазина виниловых пластинок.