«Музыкальное путешествие сквозь время, боль и принятие неизбежности»
«Размышления о старении, утраченных возможностях и подготовке к смерти»
«Фатализм и минимализм»
Это лишь капля в море восторженных эпитетов, которые собирает первый сольный альбом Бет Гиббонс, вокалистки культовых Portishead.
С момента выхода их последней пластинки прошло 16 лет. А совместный диск Бет Гиббонс и Пола «Rustin Man» Уэбба (из Talk Talk и .O.Rang) «Out of Season» и вовсе вышел 22 года назад. Да, в 2019-м у Бет была ещё совместная экспериментальная работа с польским оркестром, но та симфония была довольно далека от всего того, что привычно для Гиббонс. Также в это время она пела с Кендриком Ламаром и Елизабет Фрейзер из Cocteau Twins и записывала каверы на Black Sabbath. И играла концерты с Portishead.
Получается, Бет была довольно занята, хоть и не мелькала на виду постоянно. Все это время Гиббонс потихоньку писала песни. Никуда не спеша, она складывала их в стол, вела переговоры с лэйблом и планировала свой первый по-настоящему сольный альбом. Им и стал «Lives Outgrown».
Каждый трек на альбоме наполнен невероятной откровенностью. Она позволяет слушателю сопереживать этой музыке, а также задуматься о собственных чувствах и потерях. Жизненный опыт у всех разный, но у каждого найдутся моменты, где лучшим саундтреком были бы меланхоличные песни, спетые хрупким голосом Бет Гиббонс.
Музыка на «Lives Outgrown» камерная и экспериментальная. Она сохраняет элементы, знакомые поклонникам Portishead, однако Гиббонс обращается к более минималистичному и глубокому звуку. Он в полной мере раскрывает её вокальные и поэтические таланты. Песни словно медитируют на темы уходящего времени, и каждый трек звучит как интимная исповедь. А голос Бет, такой же проникновенный, как и в лучшие годы Portishead, ведёт за собой сквозь эмоции, которые сложно выразить словами.
Гиббонс затрагивает тему неизбежности старения и смерти. Не хочется об этом думать, но зимой Бет стукнет 60 лет, поэтому такие темы в лирике звучат особенно остро. Слова песен полны размышлений о времени, которое уходит безвозвратно. В интервью Гиббонс отмечала: «Настало время прощаний с семьей, друзьями и даже с тем, кем я была раньше, тексты отражают мои тревоги и бессонные ночные размышления, отсюда и название альбома "Lives Outgrown"».
Не стоит думать, что сольник Бет Гиббонс — это продолжение Portishead. Если трип-хоповые композиции бристольцев были погружены во флегматичную атмосферу лёгкой мистики, то новый альбом их вокалистки демонстрирует более уязвимое и минималистичное звучание. И ему вполне подошел бы эпитет «обнаженное». Продюсер Джеймс Форд помог Гиббонс создать довольно уникальный звук, используя необычные инструменты. Металлические ложки для ударных по пианино? Почему бы и нет! Трубы для извлечения звуков? Дайте две! Эти детали делают альбом многослойным. Каждое прослушивание раскрывает новые детали и нюансы. Также в записи Бет помог Ли Харрис из тех же Talk Talk и .O.Rang.
И в этом плане напрашивается сравнение Бет Гиббонс и лидера Talk Talk Марка Холлиса. После нескольких потрясающих альбомов со своей основной группой он тоже выпустил довольно экспериментальный сольный альбом, где тишины было едва ли не больше, чем музыки, а минимализм мог посоревноваться лишь с музыкальной драмой. Судьба Бет, конечно, немного другая, пусть взгляды на жизнь и творчество довольно схожи.
В композициях альбома «Lives Outgrown» чувствуется неизбежность и покорность судьбе. Например, трек «Oceans» отражает глубокие переживания Гиббонс о том, что её тело больше не может выполнять те функции, которые она когда-то принимала как должное. Этот трек, как и многие другие, показывает, как Бет открыто делится своими мыслями о времени, о бесплодии, о неверных выборах в жизни, о страхе и об опыте. И это превращает каждую песню в очень личное путешествие во внутренний мир Бет Гиббонс.