Перезапуск творческого мотора
Когда-то Arcade Fire умудрились переписать саму историю инди-рока. В начале нулевых они казались сплошным творческим потоком, который нёс музыку на своих слушателей: «Funeral», «Neon Bible», «The Suburbs» — каждый альбом был как манифест эпохи, построенный на живом энтузиазме и почти религиозной одержимости музыкой.
Новая пластинка «Pink Elephant» другая. Она вышла в непростое для группы время. Сейчас лидер Arcade Fire Вин Батлер окружён личными и профессиональными бурями. Но, несмотря на тень скандалов и общую усталость, этот альбом — попытка перезапуска творческого мотора группы, стремление к поиску новой искренности там, где она уже, казалось, не живёт. По крайней мере, так кажется.
Работая с продюсером Дэниелем Лануа (он известен по сотрудничеству с U2, Нилом Янгом, Брайаном Ино и Бобом Диланом), Arcade Fire сделали ставку на плотный звук. Ну, знаете, такой, где синтезаторная рябь встречается с гулом арена-рока и прозрачными мелодиями с неоновым отливом. «Pink Elephant» звучит короче и компактнее предыдущих работ группы, но этого хватает, чтобы почувствовать, куда движутся Arcade Fire. Они уже не те, что раньше — и в этом смысл. Вин Батлер и Реджин Шассан показывают, что они всё ещё с нами, но уже в совершенно другой форме.
В заглавном треке «Pink Elephant» плотная гитарная текстура переплетается с живым вокалом Батлера, который впервые за долгое время звучит по-человечески. Ну, знаете, с дрожью, без позёрства или бравады. Песня напоминает, какими Arcade Fire могли бы быть, если бы не свернули в сторону цифровых экспериментов «Everything Now». Центральный трек альбома — «Year of the Snake», где Реджин выходит на первый план и заставляет трек дышать. И вот тут, кажется, слышно всё, что когда-то восхищало в группе: дуэт голосов, которые то сталкиваются, то сливаются, ощущение ритуала и теплота, пронизывающая искренность.
«Circle of Trust» — почти диско-поп, но с фирменным апокалиптическим подтекстом Arcade Fire. А «Alien Nation» — это, пожалуй, самый тяжёлый номер, который становится поворотной точкой пластинки. Arcade Fire здесь почти неузнаваемы: индустриальный шум, агрессивный ритм. В этом хаосе чувствуется напряжённая энергия.
А вот вторая половина альбома «Pink Elephant» кажется менее цельной. Между короткими интерлюдиями («Beyond Salvation», «She Cries Diamond Rain») и медленными песнями («Ride or Die», «I Love Her Shadow») чувствуется, что альбом мог бы быть и покороче. Где-то тут всплывает ностальгия по старому звучанию Arcade Fire, потому что в голосе Вина Батлера явно чувствуешь усталость (но не фальшь). Впрочем, этот контекст даже трогательный.
Самая «живая» песня второй стороны — «I Love Her Shadow». Почти танцевальный всплеск эмоций с резкими вспышками синтов. А финальная песня «Stuck in My Head», возвращает ту самую интонацию, за которую когда-то любили Arcade Fire: исповедь без напыщенности и волнительное обращение к высшим силам. А может и к самому себе.
В общем, такое чувство, что Arcade Fire немного потеряли ориентиры, но отчаянно стараются снова собрать себя. Это, кстати, отмечают и критики, которые, по большей части, были довольно неблагосклонны к «Pink Elephant». Да, песням не хватает прежней силы, порой они провисают, но, когда Arcade Fire перестают притворяться «группой с миссией» и просто начинают играть, они оживают.

























