История с альбомом "Toy" началась летом 1999-го. Боуи тогда появился на VH1 в передаче "Storytellers". Это было душевное тв-шоу, которое задумывалось как "ответ" MTVшному Unplugged. До Боуи в "Storytellers" уже побывали Том Уэйтс, Элтон Джон, Ринго Старр, Фил Коллинз, Стинг и десятки других музыкантов. Все они рассказывали истории из своей музыкальной жизни, общались со зрителями, отвечали на их вопросы и в уютной обстановке играли несколько песен. Так вот, Дэвид хотел рассказать о своей жизни в середине шестидесятых, и ему нужна была песня для иллюстрации того, что он играл до того, как "Space Oddity" принесла ему мировую славу. Боуи выбрал свою старую песню "Can’t Help Thinking About Me". И ему это так понравилось, что он тут же задумал вновь вернуться к своим истокам и дать старым песням новую жизнь.
Тем более, что теперь Дэвиду удалось собрать вокруг себя действительно шикарных музыкантов. На "Toy" задействован один из мощнейших составов Боуи за всю его карьеру. Здесь можно услышать гитариста Эрла Слика, басистку Гейл Энн Дорси, барабанщика Стерлинга Кэмпбелла. Уже упомянутый Майк Гарсон взял на себя клавишные, а Лиза Германо сыграла на скрипках, мандолине и аккордеоне, а старый друг Дэвида Тони Висконти занялся аранжировкой струнных. Энтузиазма добавили и успешные выступления на летних фестивалях. Поэтому сразу после них заряженная группа принялась записываться в студии. Благо, материал был знаком, у Дэвида было много идей, а студия располагалась прямо по соседству с его домом: в то время он как раз ждал рождения своей младшей дочери, поэтому всегда был готов сорваться по семейным делам.
Будущее отцовство, хорошие внутренние отношения с музыкантами, летний заряд позитива и другие позитивные факторы свели всё к тому, что студийные сессии оказались едва ли не лучшим записным опытом для всех присутствующих. И по сей день все музыканты с теплом вспоминают то время. Боуи тем временем планировал "Toy" как альбом-сюрприз для своих фэнов. Его записали в 2000-м году и планировалось, что альбом выйдет в 2001-м. Сперва метили в март. Потом - в май. Лэйбл не мог разобраться со своими проблемами и не решался на выпуск альбома каверов. Когда наступил октябрь, а "Toy" всё ещё не вышел, Дэвид сказал, что сделает всё, чтобы фэны смогли услышать пластинку в течение следующего года. Но Virgin всё тянули и медлили с её выходом. Так продолжалось месяц за месяцем. Поэтому Боуи собрался с силами, и как всегда, устремил взгляд в будущее. А ещё порвал все отношения с лэйблом Virgin и ушел к конкурентам, где уже через несколько месяцев вышел его новый альбом "Heathen". Постоянный пианист Боуи Майк Гарсон вспоминал: "Дэвида взбесило, что лэйбл просто убрал этот альбом на полку". Как думаете, появление "Toy" в Интернете вскоре после этого - это совпадение или нет?
Уже в 21-м веке "Toy" не раз выходил неофициально. В том числе и на виниле. В том числе и с более симпатичными обложками. Но не стоит судить нынешний бокс по первому взгляду. Ведь младенец с лицом Боуи - это коллаж, который сделал сам Дэвид из своих же фотографий разных лет. И такой символизм как нельзя лучше подходит подобного альбому!
В новом издании три части. Первая - тот самый утерянный и обретённый "Toy". Вторая - альтернативные версии старых песен Боуи. А в третьей собраны особенные полуакустические миксы. На такой приём Дэвида вдохновил подход гитариста The Rolling Stones Кита Ричардса. Опробовав его на одном треке, Боуи тут же загорелся сделать полуакустическими и все остальные песни. Поэтому фактически вместо одной версии "Toy" мы получили целых три.
Вот только стоило ли "мариновать" альбом более двадцати лет? Однозначно нет. "Toy" звучит в духе своего времени и идеально бы вписался в дискографию Боуи аккурат в начале нового тысячелетия. Сейчас, к сожалению, это выглядит больше как способ ещё немного заработать. Ведь любой лэйбл знает, что мёртвый рокер дороже, чем живой. Тем более такая легенда, как Дэвид Боуи, который и из своей смерти умудрился сделать своего рода перфоманс. Часто звучит мнение, что на "Blackstar" следовало бы поставить точку. Но нет: сразу после смерти Дэвида обнаружились неизданные треки, в прошлом году запустили официальный TikTok-канал Дэвида Боуи, а теперь вот - релиз "Toy", который уже два десятка лет и так плавает в Интернете.
Не поймите неправильно. Мы чертовски рады старому-новому альбому. Тем более, что издание получилось действительно шикарным: три двойных десятидюймовых винила в увесистой упаковке доверху набиты отличным материалом. Помимо, собственно, неизданного альбома здесь есть и альтернативные версии, и полуакустические песни, и несколько действительно удивительных вещей, и неопубликованные ранее фотографии. Но как прекрасно было бы увидеть такой бокс-сет в начале нулевых! Для фэнов это был бы настоящий подарок от Дэвида. Как он и задумывал.
Впрочем, сам Мистер Хамелеон, уверены, не удивился бы тому, что после его смерти шестерёнки музыкальной индустрии сразу же зашевелились и стали один за другим выдавать компиляции, переиздания и неизданные песни. Так уж устроена чёртова музыкальная индустрия. Все знают об этом. И Дэвид знал это лучше многих.
PS. И да, готовьтесь: в этом году Зигги Стардасту исполняется 50 лет!
- David Bowie - Toy (6LP box-set + booklet) - 9 990 руб.
- David Bowie - Toy (3CD Box) - 2 690 руб.
- David Bowie - Blackstar (+ booklet) - 2 990 руб.
- David Bowie - Rise And Fall Of Ziggy Stardust - 39 990 руб.